Интервью с Юрием Власенко, директором по маркетингу ГК "ПиР Продукт"

Источник: The DairyNews
С Юрием Власенко, директором по маркетингу ГК «ПиР Продукт» корреспондент пообщался в рамках конференции по производству и переработке молока, прошедшей в г. Сочи. Эксперт высказал свою точку зрения по поводу качества российских сыров и оценил перспективы потребительского спроса на молочную группу товаров.
Интервью с Юрием Власенко, директором по маркетингу ГК "ПиР Продукт"
DN: Расскажите, пожалуйста, что из себя представляет сегодня компания «ПиР Продукт»?
ЮВ: «ПиР Продукт» является крупнейшим в России фасовщиком сыров и одним из ведущих дистрибуторов сыра. Нашей компании недавно исполнилось 15 лет, мы успешно работаем с федеральными сетями, с крупным игроками, а также развиваем собственные торговые марки.

DN: Как Вы оцениваете уровень качества сыров, производимых в России в последние два года?
ЮВ: Сейчас рынок поставок ограничен из-за эмбарго. Основные игроки - это Аргентина, Беларусь, Уругвай и Бразилия. Все эти страны серьезно следят за качеством производимых товаров и, что бы ни писали некоторые СМИ, по сути, нет доказанных случаев фальсификации в их продукции. Что касается нашей компании, то мы можем гарантировать, что при фасовке продукции происходит многоступенчатый контроль качества поставляемого сырья. Кроме того, мы работаем с крупными, серьезными предприятиями, с маленькими заводами предпочитаем не сотрудничать, тем самым мы оберегаем нашего покупателя от возможного фальсификата.

DN: Как на Ваш взгляд, достаточно ли широкая линейка сыров представлена на российском рынке?
ЮВ: Я полагаю, что все же есть небольшая нехватка. У нас есть дефицит овечьего, козьего сыра, так как не хватает соответствующего сырья. Фермеры уже сейчас говорят о том, что они не гарантируют поставки козьего молока, они имеют минимальные надои и им сложно выйти на товарный рынок. Также есть нехватка качественного сыра с плесенью. Самая тяжёлая ситуация с поставками сыра маасдам, Белоруссия его пытается производить, но, к сожалению, не всегда успешно. Стоит отметить, что мы достаточно неплохо преуспели за время эмбарго в производстве сыров. Мы уже научились производить очень хорошую моцареллу, и это радует. Теперь мы умеем ее делать не хуже итальянцев. Также несколько фабрик осваивает производство камамбера. Пройдет лет 5 и наши технологи научатся делать его не хуже европейцев. И вот тут возникает другая проблема, что нам делать, если отменят санкции?

DN: Как изменилась география поставок продукции в Россию?  
ЮВ: Главным заместителем стала Белоруссия, затем идут Аргентина и Уругвай.

DN: Какова доля Латинской Америки в поставках?
ЮВ: Доля Латинской Америки составляет около 25-30%, по некоторым категориям больше.

DN: Каким на Ваш взгляд, будет ценовой тренд в текущем сезоне и будущем году?
ЮВ: Мы начнем выходить из системного кризиса во второй половине 2017 г. – 2018 г., в этот период будут действовать разнонаправленные тренды. С одной стороны, потребитель все еще будет ориентироваться на скидки, на дешевые предложения, а с другой стороны, как только начнут увеличиваться реально располагаемые доходы, то спрос на качественные продукты питания вырастет. Будут развиваться эконом-сегмент, средний и средний «+», начиная со второго полугодия 2017 года.

DN: На сколько сильна волатильность мирового рынка? От чего, на Ваш взгляд, она будет зависеть?
ЮВ: Рост цен на ключевые ингредиенты, такие как сухое молоко, масло, сыр чеддер, на мировых рынках связан не только с макроэкономическими показателями, но и с природными явлениями. Прогнозировались засуха и наводнения в районах крупного товарного производства. Естественно, масло сливочное и сухое молоко отреагировали быстро, так как это индустриальные товары. Также значимый эффект на наш рынок оказывает белорусская продукция. Что качается сыра, то здесь ситуация следующая: у нас так называемый «замкнутый рынок», из-за эмбарго, нет серьезных поставок из-за рубежа, основные поставщики – заводы России и Белоруссии, и я считаю, что цена на этот товар сильно расти не будет, т.к. внутренний спрос формирует внутренняя экономическая ситуация.

DN: Как на Ваш взгляд рост закупочных цен отразится на работе предприятий переработки в ближайшие 1-2 года?
ЮВ: Мы наблюдаем дефицит сырья, и то, что сейчас растут цены, это обычный осенний рост. Также в этом году зафиксирован рекордный урожай зерна, особенно много будет фуражного зерна. Соответственно можно кормить поголовье качественным кормом. Я не думаю, что будет какая-либо катастрофичная ситуация. Переработчики всегда испытывают трудности с доходами в осенний период, но потом они отыгрывают свою доходность в весенне-летний период.

DN: Станет ли потребительский спрос потолком для роста цен?
ЮВ: Это уже факт на автомобильном рынке, на рынках товаров длительного использования. По поводу сегмента продуктов питания можно сказать, что здесь люди скорее всего начнут сокращать порции или уменьшать потребление деликатесных товаров. Даже если цены будут расти, то люди все равно будут покупать продукты и будут хотеть есть. Хотя ситуация с доходами населения не самая привлекательная: в некоторых регионах доля реально располагаемых доходов, которые потребитель тратит на еду, превышает 60%. Для сравнения, в развитых странах эта цифра колеблется в диапазоне 12-15%. Получается, что зарплата человека, проживающего в России уходит на еду, квартплату, и остается совсем чуть-чуть.

DN: Почему снижается потребление плавленых сыров, казалось бы оно должно увеличиваться, этот продукт дешевле. Как это объяснить?
ЮВ: У меня на этот счет есть своя гипотеза. Страдает качество производимой продукции, доверие покупателей падает, а в добавок ко всему этому в СМИ активно обсуждается тема использования растительных жиров. Потребитель боится покупать продукт, поэтому спрос сокращается.

DN: Будет ли качество молочных продуктов определяющим показателем при выборе потребителя в случае дальнейшего снижения уровня доходов?
ЮВ: Здесь будет 100% разнонаправленные тренды. Те люди, которые располагают ограниченными ресурсами, у них произошло реальное сокращение доходов, будут покупать продукт по низкой цене, ведь есть все равно нужно. При этом, если производители будут честно писать, например, «спред растительный», «сырный продукт», то здесь будет полное соответствие по параметрам цена-качество, и не будет намеренного обмана покупателя. Люди, которые обладают ресурсами и хотят покупать качественный продукт, они будут выбирать те товары, у которых цена выше. Для них в приоритете останется качество и безопасность, а уже потом цена.

DN: Как Вы полагаете, каким будет потребительский спрос будущей весной?
ЮВ: Надеюсь, что спрос будет не ниже показателей этого года. Весна 2015 года была достаточно хорошей, а вот существенный провал спроса мы заметили в июле-августе 2016 года.

DN: Из-за чего произошло снижение спроса летом 2016 года?
ЮВ: Я считаю, что сокращение реально располагаемых доходов дошло до столицы и до городов-миллионеров. Люди стали экономить. Потребитель приходит в магазин с мыслью, что нужно сэкономить. Например, еще год назад все хотели сыр с плесенью, сейчас он есть, а его не покупают. Почему? Потому что люди за год уже привыкли экономить на товарах премиум-категории.

DN: Сегодня многие крупные магазины выпускают продукцию под собственной торговой маркой, она, как известно, продается по боле привлекательной для потребителя цене, а сейчас это особенно актуально. На Ваш взгляд, потребитель стал ли делать свой выбор в пользу такой продукции?
ЮВ: Здесь возникает вопрос о силе торговой марки. Если торговая марка устойчивая, то потребитель может сделать свой выбор в пользу данной продукции. Опять же, данный продукт покупают чаще всего те люди, которые не определились со своими предпочтениями, или, второй вариант, в данном сегменте нет достойных крупных игроков. Например, продукция Danone – она меньше подвержена конкуренции со стороны ТМ сетей, люди знают данную марку, доверяют ей. СТМ (собственная торговая марка – ред.) – она отыгрывает свои позиции за счет цены, и потребитель знает об этом. Также продукция СТМ – это лучшие ценовое предложение в сегменте и лучшая полка. Опять же, здесь важна ценность торговой марки, если данный товар правильно вывести на рынок, донести до потребителя верную информацию, то данная продукция сможет стать лидером по продажам и приносить хороший, стабильный доход на протяжении не одного года.

DN: Сейчас разрабатываются поправки в «молочный» техрегламент, и ведутся разговоры, а можно сказать даже споры, о том, нужно ли состав обрамлять черной рамкой. У многих черная рамках – это знак опасности, так выделяют, например, табак. Вы, как маркетолог, как считаете, может ли этот фактор снизить спрос на молочную продукцию.
ЮВ: Мне кажется, что если это будет более читабельно, то будет лучше. Хотя с другой стороны, уже сейчас ведь существуют требования, например, по размеру шрифта, а многие производители это не соблюдают. Возникает вопрос: «Почему за этим никто должным образом не следит»? Людям принципиально важно знать состав, поэтому он должен быть четким, крупным, понятым, ярким, а в какой рамке он будет, это уже не важно.

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью