Интервью с управляющим акционером агрохолдинга «КОМОС ГРУПП» Андреем Шутовым

Источник: The DairyNews
В начале года The DairyNews удалось побеседовать с Андреем Шутовым, управляющим акционером одного из крупнейших агрохолдингов РФ. Компания КОМОС известна не только в Удмуртии, где исторически началось ее развитие, но и далеко за пределами - темпы роста продаж молочной продукции субхолдингов КОМОС - самые высокие в стране. Об итогах 2019-го года, перспективах в развитии и целях компании - читайте в интервью.
 Интервью с управляющим акционером агрохолдинга «КОМОС ГРУПП» Андреем Шутовым

DN: 2019 год запомнился нам новыми экспортными направлениями и значительными инвестиционными проектами. Каким был этот год для Вашей компании с позиции руководителя, как развивались основные направления, и что стало самым важным событием года? 

- Наиболее интенсивно в прошлом году развивалось экспортное направление. Основную роль в этом сыграл наш флагманский субхолдинг по переработке молока – «МИЛКОМ», который вошел в десятку компаний, аккредитованных на экспорт молочной продукции в Китай. Весной мы осуществили в Поднебесную первую поставку из 20-ти наименований продукции под брендами «Село Зелёное», «Топтыжка» и «Молочная речка». 

     Осенью наша компания стала участницей деловой миссии в Саудовскую Аравию, организованной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Целью визита была оценка экспортного потенциала стран арабского мира и наших экспортных возможностей. Результатом поездки стала аккредитация нашего Казанского молочного комбината по системе «халяль» для дальнейшего торгового сотрудничества с арабскими странами.

Ближе к концу года вышел на первые экспортные поставки и наш субхолдинг «Свиноводство и переработка мяса». Визит бизнес-миссии Монголии на наш Сарапульский мясокомбинат и последующая за ним поставка 20 тонн продукции ООО «Восточный» в эту страну стали для нас приятной неожиданностью, так как свиноводческое направление не является для нас ключевым, как, например, переработка молока. Мы намерены продолжать деловое сотрудничество, и в этом году специалисты нескольких наших производственных площадок посетят Монголию с целью проработки возможностей заключения контрактов на поставку другой продукции агрохолдинга. 

В этом году мы продолжим работу в направлении расширения экспортной деятельности компании. Так, уже в феврале текущего года совместно с Российским экспортным центром мы примем участие в юбилейной, 25-й специализированной выставке пищевой промышленности Gulfood-2020 – крупнейшей в регионе Персидского залива и Ближнего Востока. На выставке будет представлен широкий ассортимент нашей молочной продукции: молоко, творог, коктейли, сыры и мороженое. Такие глобальные мероприятия, которые охватывают огромное количество участников из разных стран мира, позволяют не только развить и приумножить деловые контакты, но и оценить перспективы развития компании на ближайшие несколько лет, – а это всегда возможность для роста и наращивания потенциала. 

Но самое важное, на мой взгляд, событие, о котором мне приятно сообщить – это «прорыв», который совершил на федеральном рынке наш флагманский бренд «Село Зелёное». Выручка от продаж продукции под этим брендом за прошлый год составила 9,6 млрд рублей, что почти вдвое больше показателя 2018 года. Кроме того, уже есть предварительный итог выручки за первый месяц наступившего года, и я могу назвать это новым рекордом «Села Зелёного» – почти 1 млрд рублей. Неслучайно аналитическая компания Nielsen назвала «Село Зелёное» самым растущим брендом на российском рынке.


DN: За последние годы АПК страны существенно изменился. Удмуртия входит в тройку лидеров по объемам производства молока в товарном секторе сельхозпредприятий, наращивает производство мяса. Как, на Ваш взгляд, изменилось сельское хозяйство региона за последние десять лет, как в это время развивался холдинг?

- Пожалуй, самое главное – это, наверное, резкий индустриальный скачок, который совершило сельское хозяйство за последние несколько лет, или, выражаясь словами известного всем героя, «железный конь» пришел на смену «крестьянской лошадке». 

По оценке экспертов Национального союза производителей молока, сегодня Удмуртская Республика входит в топ-5 по приросту производства молока за последние пять лет, в топ-3 – по производству молока в сельхозорганизациях и в топ-8 – по производству молока в хозяйствах всех категорий. Производители понимают, что наступает эра высокотехнологичных, натуральных и качественных продуктов, и вкладывают огромные суммы в оснащение перерабатывающих предприятий. Наша компания не исключение. Я считаю, что будущее отрасли – за высокотехнологичными молочными мега-фермами, которые могут обеспечить высокий прирост молока-сырья. Сейчас ситуация прямо противоположная: основное производство молока сосредоточено в небольших хозяйствах, которые, в большинстве своем, являются пережитком советского прошлого, поэтому не имеют достаточной материальной базы для расширения производства, для улучшения показателей, и по этой причине постепенно уходят с рынка, уступая место более сильным игрокам. Чтобы оставаться успешными, необходимо постоянно развиваться, внедрять проекты, направленные не только на увеличение производственных объемов, но и на повышение безопасности и качества продукции, вкладывать средства в обучение персонала, проявлять социальную инициативу и ответственность перед обществом. Только совокупность всех этих факторов позволит компании быть конкурентоспособной и выходить на новые рубежи развития. 


DN: Планирует ли Ваша компания выходить за пределы уже существующих регионов присутствия дальше и если да, то какие регионы вам интересны с инвестиционной точки зрения?

- На сегодняшний день активы нашей компании представлены в четырех регионах России – Удмуртии, Татарстане, Пермском крае и Башкортостане, и наш выбор не случаен. Эти области входят в так называемый «молочный пояс» – это территория от Волги до Урала, которая обладает значительными климатическими преимуществами для производства молока-сырья. Это позволяет нам наращивать объемы в нашем основном направлении – переработке молока. Поэтому потенциальный интерес с инвестиционной точки зрения для нас представляют именно эти регионы, а также, например, Кировская область. 

Кроме географического фактора огромную роль играют благоприятный инвестиционный климат – мотивация производителя для реализации масштабных проектов и государственная поддержка отрасли. У нас есть большой положительный опыт взаимодействия с государственными структурами регионов, в которых мы развиваем свои производства. Например, прежде чем приобрести наш первый актив в Татарстане, мы вели переговоры с руководством республики и получили его одобрение на то, чтобы вести бизнес на этой территории. И могу с благодарностью отметить повсеместную поддержку, которую нам оказывают органы государственной власти Татарстана на всех этапах нашей производственной деятельности, начиная от приобретения ООО «ТАТМИТ Агро» и заканчивая модернизацией Казанского молочного комбината. 

Аналогично сотрудничаем с госструктурами других территорий: за последние два года нами было подписано два специальных инвестиционных контракта, подразумевающих меры господдержки при реализации двух крупных проектов ОАО «МИЛКОМ» на территории Пермского края и Удмуртской Республики. Это строительство фабрики мороженого на базе производственной площадки «Пермский хладокомбинат «Созвездие» и модернизация производства сыров на «Кезском сырзаводе», внедрение комплекса мероприятий по охране окружающей среды на производственных площадках  «Ижмолоко», «Сарапул-молоко» и «Глазов-молоко». Такие меры господдержки говорят о том, что руководство регионов видит перспективы развития отрасли и предпринимает определенные шаги для того, чтобы привлечь и заинтересовать бизнес. 


DN: «Кадры решают всё», в том числе и в АПК. При этом сегодня бытует мнение, что работа в АПК  молодым специалистам не интересна. Как привлекаете кадры в компанию?

- Действительно, такая проблема есть, и она была затронута Президентом России Владимиром Путиным в его послании Федеральному собранию. Чтобы обеспечить приток кадров в сельское хозяйство, мало сделать ставку на образование – необходимо позаботиться о повышении качества жизни сельских тружеников. Именно такую задачу поставил президент, назвав ее ключевым долгосрочным фактором устойчивого роста агропромышленной отрасли. Программа «Комфортная среда на селе» должна заработать с 1 января 2020 года, создав необходимые условия труда и доступную сельскую инфраструктуру. 

    Одним из направлений социальной программы холдинга «КОМОС ГРУПП» является строительство современного жилого массива «Молодежный» в с. Кигбаево Сарапульского района. Это позволит нам повысить уровень мотивации сотрудников производственных площадок ООО «Русская нива» и ООО «Восточный» и привлечь высококвалифицированных специалистов за счет создания комфортных условий проживания. Сейчас мы рассматриваем и сравниваем между собой несколько вариантов реализации этого проекта и просчитываем стоимость застройки. 

Кроме того, мы реализуем программу «Профориентатор» для студентов Удмуртского государственного университета по специальности «Экономика предприятий и организаций». Задачей программы является  долгосрочное сотрудничество со студентами в течение всего периода их обучения, чтобы к моменту выпуска они стали достойными кандидатами на должности экономистов в структуре холдинга. Также мы ввели именные стипендии для студентов Казанского технологического университета и Сарапульского индустриального техникума, обучающихся по специальности «Технология молока и молочных продуктов». Эти меры дают нам возможность присмотреться к наиболее активным и способным студентам, а им – в дальнейшем развиваться профессионально на каком-либо из предприятий холдинга. 


DN: Вы возглавили комитет Союзмолоко по борьбе с фальсификатом и продвижению категории. Как вы оцениваете такие инструменты борьбы с фальсификатом как маркировка и электронная ветсертификация?

- Итоги подводить еще рано, так как остаются вопросы, которые по-прежнему требуют пристального внимания. Потребителей постоянно пугают фальсификатом, но наличие огромного его количества на молочном рынке – это миф: на самом деле его значительно меньше. Но в любом случае для того, чтобы ввести комплекс необходимых мер для борьбы с фальсификатом, для начала необходимо законодательно обозначить, что это такое, потому что четкого определения этого понятия до сих пор нет.  

С целью борьбы с фальсификатом правительством внедрена система электронной ветеринарной сертификации «Меркурий», призванная обеспечить контроль и прослеживаемость грузов и повысить пищевую безопасность продукции. Но этот инструмент регуляции не учитывает многих нюансов сельскохозяйственной отрасли. Для высокой прослеживаемости требуются партионный учет, перестройка процессов, время, средства и полная автоматизация, а, к примеру, молокопереработка не предполагает высокую степень прослеживаемости, так как нет возможности указать, из молока какого хозяйства, какого животного изготовлен конкретный SKU. Переработчики за небольшие нарушения ставятся в один ряд с недобросовестными; ветеринарно-сопроводительная документация (ВСД) оформляется ветеринарными врачами с задержками, критичными для качества и сроков годности сырья; не организовано круглосуточное оформление ВСД – и это только малая часть недостатков при работе с «Меркурием». Такая картина не отвечает его целям, не ускоряет и не облегчает процедуры оформления. 

Для того чтобы работа в «Меркурии» стала более эффективной, необходимо активно взаимодействовать с законодательной властью, контрольно-надзорными органами в части обеспечения контроля поставщиков и производителей, рассмотреть возможность государственного финансирования разработки методики и инструментария для экспресс-тестов по фальсификации, ввести минимально обоснованную цену на продукты питания в качестве способа предупреждения закупки фальсификата и контрафакта; обязать Россельхознадзор обеспечивать контроль молока-сырья по показателям безопасности и т.п. 

Что касается маркировки, то этой инициативе я могу дать только негативную оценку, потому что считаю это риском увеличения объемов неучтенной продукции. Основная задача маркировки – в части, например, маркировки товаров с высокой стоимостью – вывести рынок из тени в «белую» зону. Но там объемы существенно меньше, контрафакта больше, и цена единицы изделия существенно выше, тогда стоимость маркировки незначительно повлияет на конечную стоимость товара, и в этом есть бюджетная эффективность. Штучные товары, которые потребитель покупает ежедневно, маркировать абсолютно нецелесообразно, так как это в разы увеличит себестоимость, что логично приведет к повышению цены на этот товар, а значит, снизит покупательскую способность и вынудит компании отказываться от производства штучных товаров. 


DN: Как Вы полагаете, насколько сильна будет зависимость развития аграрных отраслей от государственной поддержки в будущем?

- Сельское хозяйство является основой продовольственной безопасности страны, поэтому государство должно быть заинтересовано в его регулярной поддержке. Политика импортозамещения, проводимая в последние несколько лет, положительно повлияла на объемы господдержки: в настоящее время государством создано и поддерживается несколько программ, направленных на увеличение производительности агропромышленного сектора, в частности, гранты на создание хозяйств для начинающих фермеров, субсидирование части лизинга сельхозтехники и т.п. Однако из поля зрения государства пока выпадают целые направления, к примеру, существует перекос в объемах господдержки в сторону наиболее крупных отраслей; почти не инициируются программы, направленные на улучшение качества жизни и работы сельских жителей, образовательные программы для подготовки будущих фермеров или работников отрасли и т.п. 

   В этом году одним из приоритетных направлений определено развитие экспорта, однако, я считаю, что имеющиеся меры его поддержки могли бы быть более эффективными. Сейчас процессы тормозят и имеющиеся ограничения в логистике, и бюрократия, которая не позволяет оперативно оформлять разрешительные документы, и многое другое. И, безусловно, введение механизмов регулирования и их эффективная работа зависят от государства не только сегодня, но и в будущем. 


DN: Каковы задачи «КОМОС ГРУПП» на будущие годы?

- Наша самая глобальная задача – по-прежнему производить продукцию, которую знают и любят миллионы россиян. Я всегда говорю, что наш самый главный инвестор – это люди, ежедневно покупающие нашу продукцию для своих семей. 

Если говорить о планах, которые должны быть решены внутри холдинга, то все они связаны с проходящей сейчас в холдинге IT-трансформацией. В рамках трансформации мы должны реализовать несколько проектов, направленных на улучшение деятельности компании и ее дальнейшее развитие. Кроме того, мы делаем ставку и на внешнее развитие агрохолдинга, в частности, планируем дальнейшее наращивание объемов поставок продукции в Китай. Например, очередную партию мороженого мы планируем поставить в КНР совсем скоро, в первом квартале текущего года. Продолжим деловое сотрудничество с Монголией по поставкам мяса. Не оставим без внимания и федеральный рынок – в 2020 году мы запланировали презентацию новых федеральных брендов, продукция под которыми, я надеюсь, станет такой же любимой и популярной у россиян, как и «Село Зелёное».

DN: Благодарим за беседу!

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью