»нтервью с —ергеем –езуненко, заместителем генерального директора ќјќ "ћосћедыньагропром" по производству и переработке молока

»сточник: »ј DairyNews
 орреспондент The DairyNews встретилс€ и побеседовал с —ергеем –езуненко в рамках III ¬сероссийского автопробега Ђƒорогу молокуї.
»нтервью с —ергеем –езуненко, заместителем генерального директора ќјќ "ћосћедыньагропром" по производству и переработке молока
DN: —ергей ¬ладимирович, расскажите, пожалуйста, о себе.

” мен€ высшее сельскохоз€йственное образование. я закончил ƒагестанский сельскохоз€йственный институт, факультет механизации сельского хоз€йства. Ѕолее 20 лет работал в частном бизнесе, последние три года работаю в молочной промышленности, €вл€юсь заместителем генерального директора ќјќ «ћосћедыньагропром» по переработке молока. ¬ мои должностные об€занности входит управление молочным заводом ЂЅольша€ переменаї. ƒвое детей, женат.

DN: –асскажите о ¬ашей работе на заводе?

–абота интересна€, творческа€, потому что с нашими людьми без творческого подхода нельз€, так как это люди с высоким уровнем интеллекта и желанием придумать что-нибудь такое, над чем потом всему трудовому коллективу приходитс€ работать. ѕоэтому без творческого подхода работать на нашем молочном заводе невозможно.

Ќа заводе установлено новейшее оборудование, шведской компании TetraPak и других европейских производителей. ”ровень специалистов высокий, мо€ работа заключаетс€ в том, чтобы определенным образом выстраивать взаимоотношени€ в агрохолдинге, где выстроена цепочка Ђот пол€ до прилавкаї, полный цикл. ƒо моего прихода на завод работа происходила следующим образом: производилась продукци€ социальной направленности - разливное молоко, питьевые йогурты, творожки, которые предназначались дл€ дошкольного школьного питани€ юго-западного и южного округа ћосквы. — моим приходом по€вились другие задачи: развитие розничной сети, расширение ассортимента продукции, так как с молоком, йогуртами †и творожками выходить на рынок неразумно.†

— развитием розничной сети по€вилось большое количество других молочных продуктов, за это врем€ мы стали выпускать более семи разновидностей сыров, кефир, р€женку, топленое молоко, творожные массы с различными наполнител€ми, полуфабрикаты, такие как блинчики, вареники. ¬ результате сеть наших магазинов на сегодн€шний день состоит из пор€дка 57 розничных точек. ѕроцентное соотношение социально ориентированной и коммерческой торговли составл€ло 96: 4, когда € пришел, в летний сезон оно доходит до 60:40, в этом году соотношение коммерческой торговли к социалке было 60:40, мы добились в этом направлении определенных результатов.†

DN: —кажите, государство оказывает вам какую-нибудь поддержку в св€зи с тем, что производство социально ориентировано?

ѕр€мой государственной помощи нет. ƒенежные средства, дотации поступают в агрохолдинг на произведенный литр молока, существует погектарна€ поддержка.  ак таковой помощи производител€м школьного молока не существует. –аньше была программа Ђшкольное молокої, котора€ пилотным образом отработала в  алужской области 5 лет, три года до моего прихода, и два года в мою бытность на заводе. Ќо эту программу свернули, на сегодн€шний день от нее ничего не осталось.†

DN: “о есть выгоднее переориентировать производство на коммерческую торговлю?†

¬есь мир идет по этому пути. ћало кто в мире занимаетс€ такими странными вещами, как государственные заказы. Ќо с другой стороны государственные контракты считаютс€ очень выгодными, потому что они обеспечивают стабильный объем производимой продукции, регул€рность, стабильную работу предпри€ти€. ” нас особый путь, поэтому мы работаем несколько иначе, социально ориентированное производство может оказатьс€ невыгодным †и от него придетс€ отказыватьс€, а коммерци€ может быть очень выгодной. Ќо может быть и обратна€ ситуаци€, когда коммерци€ может быть невыгодной в результате каких-нибудь законодательных инициатив. »ли, например, работы с сетевым маркетингом, куда без ретро-бонусов †войти практически невозможно, а войд€, становишьс€ заложником этих компаний, потому что †нельз€ изменить цены. ” этих компаний сильна€ юридическа€ поддержка, огромные штрафы, поэтому неизвестно, что лучше, работать с ними или не работать. ћо€ работа состоит в том, чтобы определ€ть, † что в то или иное врем€ €вл€етс€ выгодным и полезным дл€ предпри€ти€. «а мной сто€т люди, которые надеютс€ на результаты и финансовые достижени€, которые позвол€т коллективу существовать дальше и получать неплохую заработную плату, иметь посто€нную работу.

DN: ¬о врем€ экскурсии на заводе, котора€ состо€лась в рамках јвтопробега Ђƒорогу ћолоку!ї, нам сообщили, что предпри€тие само обеспечивает себ€ молоком-сырьем только на 57%, а где †закупаетс€ остальной объем?

¬се верно, мы обеспечиваем производство молоком на 57-60 %. ќднако соотношение часто мен€етс€, изменени€ происход€т почти ежедневно. ћолоко †- это такой продукт, который невозможно стабильно производить в одинаковом количестве, каждый раз это происходит по-разному. ¬ результате молоко привоз€т со стороны, либо от трейдеров, либо от наших партнеров, сельскохоз€йственных предпри€тий, которые наход€тс€ в  алужской области. Ќо большую часть привоз€т трейдеры из  алужской, ¬оронежской,  урской областей, “атарстана, Ќижегородской области.†

DN:  акие предпри€ти€  алужской области поставл€ют молоко-сырье?

¬  алужской области – это племсовхоз ÷ветково, наш партнер на прот€жении полугода, «јќ Ђ алуга-ћолокої, ЂЎвейцарское молокої и ферма јгрос, производ€ща€ хорошее молоко, но с низким содержанием белка и жира.  оличество молока, поступающее с фермы небольшое, всего 1 тонна в день.†

— молоком ситуаци€ напр€женна€, поэтому сложно сказать, что кто-то поставл€ет посто€нно и стабильно.†

DN:  акова ситуаци€ на рынке молока и молочной продукции  алужской области?

—уд€ по презентаци€м, представленным на рабочем совещании, в  алужской области значительный дефицит молока. Ќо проблема упираетс€ в цену. ≈сли предложить производителю 40 руб. за литр молока, дефицита молока не будет. Ќо все пытаютс€ соблюсти баланс, поэтому складываетс€ интересна€ ситуаци€: молока вроде бы хватает, но его нет, потому что те производители, которые хот€т сдавать молоко дорого, не могут найти покупател€ своей продукции, а те производители, которые готовы сдавать дешево, не могут найти покупател€ либо по качественным показател€м, либо по количественным, потому что крупных переработчиков не интересуют мелкие производители. ѕоэтому возникает дефицит, хот€ если бы молоко было востребовано по таким ценам, его бы покупали.†

DN: “ака€ цена Ц это результат отсутстви€ государственной поддержки, высоких издержек производства, климатических условий, мировых цен на молоко или возможно всего комплекса причин?

ƒумаю, сегодн€ мы находимс€ в такой ситуации, когда все вли€ет: и мировые цены, и отсутствие государственной поддержки, все это приводит к высокой волатильности на рынке. –ынок нестабилен, дл€ того чтобы он стал стабильным необходимо переходить к более серьезным отношени€м, заключать долгосрочные договоры, в которых были бы заложены штрафные санкции дл€ обеих сторон. ¬ то врем€, когда есть избыток молока, все идут на компромисс и пытаютс€ найти взаимный интерес, когда цена на молоко падает, по€вл€ютс€ отказники. ≈сли бы были серьезные штрафы, никто бы не рискнул разрывать договор. Ётим мы отличаемс€ от западных компаний, который полностью уверены †в том, что партнеры их не подведут. ¬ –оссии партнеры не довер€ют друг другу и подобные договоры не заключаютс€. ќтсюда и замкнутый круг, когда у нас †наблюдаетс€ избыток молока при его дефиците. ≈сли, например, мы берем †украинское молоко и говорим, что оно некачественное, потому что произведено на подворь€х, где отсутствуют трубопроводы и доильные аппараты, мы понимаем, почему крупные производители его не покупают. †

” нас все иначе, у нас в такой ситуации может оказатьс€ и агрохолдинг, когда ему некуда девать молоко. ¬ этом году многие агрохолдинги, не будем их называть, за€вл€ют, что Danoneи Pepsico Ђопустилиї их на 3 руб. ћонополисты этим и отличаютс€, вынужда€ выполн€ть услови€, которые они нав€зывают, не дава€ никому возможности их помен€ть.†

DN: –ешение этой проблемы должно прийти со стороны государства?

≈сли государство озаботитьс€ этим вопросом, эту проблему можно быстро решить. “огда не было бы такого перекоса в сторону западных компаний, которые владеют 60-70 % российского рынка. ќни не подчин€ютс€ государственным структурам, регулирование отношений происходит по нормам ¬“ќ. Ќо сказать, что только государство должно с этим справл€тьс€ было бы неверным. ћы не повысили производительность труда на своих предпри€ти€х. –ешение не может быть простым и односторонним.

DN: ¬ этой св€зи хотелось бы задать вопрос по поводу государственной программы развити€ молочной отрасли.  ак ¬ы оцениваете проект госпрограммы, €вл€етс€ ли она ответом на основные проблемы молочной отрасли?

я †считаю, что государственна€ программа нужна об€зательно. ѕо крайней мере, государственные органы понимают, что это серьезный вопрос. †ƒругой вопрос †- кто ее пишет, какие цели, при этом преследуютс€. ѕри разработке проекта программы Ђ—ќё«ћќЋќ ќї заплатил 10 млн. †американской компании. ¬озникает вопрос, разве нет отечественных специалистов, которые знают наш рынок, местные услови€. јмериканские или западноевропейские стандарты нельз€ напр€мую †переносить на российские †услови€.†

¬озникает вопрос, нужна ли программа ее разработчикам? ¬еро€тно, нет. Ёто похоже на то, как в студенческие годы писались курсовые, когда в работы старшекурсников подставл€лись свои цифры и получалс€ нужный результат. ѕрограмма нужна, прежде всего, производител€м и переработчикам молока, она даже не нужна торговым сет€м, потому что это друга€ отрасль, котора€ сама справл€етс€ со своими проблемами. ѕроизводство молока в услови€х ¬“ќ осталось незащищенным. ѕроисходит сближение российских и европейских цен. ≈ще несколько лет назад разница в цене составл€ла около 4 руб. —егодн€ практически нет разницы в цене. «начит, мы можем предполагать, †что европейское молоко в –оссию никто не повезет, никому невыгодно за тыс€чи км накручивать 2 руб за литр. ќднако европейцы повезут сухое молоко, масло.

ѕрограмма нужна, но она должна опиратьс€ на реальное положение вещей. „тобы мы точно понимали, учитываем ли мы молоко, произведенное на частных подворь€х, перерабатываетс€ ли оно и т.д. «ачем указывать цифру 32 млн. т, если у нас реально 16 млн. т, а все остальное завозитс€ полуподпольным пут€ми из Ѕелоруссии, возможно из  азахстана. √оспрограмма в нынешнем виде вызывает вопросы.†

„то касаетс€ —–ќ, то это просто абсурд. Ћюди хот€т заработать на этом деньги. » кто готов —–ќ финансировать: две компании Danone и Pepsico, дл€ них это небольшие деньги, и они готовы их внести и принудить других вступать в организацию. Ќо как организаци€ будет функционировать? Ќапример, в  алужской области 40-50 производителей молока, 35-40 переработчиков, всего около 70 участников. ј если рассматривать все регионы –оссии, †возникает вопрос, как собрать такую аудиторию, дл€ этого нужны выборные представители. †¬ таком случае проще создать кооператив, как Valio или как Fonterra, но участники рынка не могут его создать по причине взаимного недовери€.  аждый хочет сдать молоко дороже, с выгодой †дл€ себ€. “ака€ же ситуаци€ с переработчиками.†

≈сли рассматривать пример Ђ¬≈ћјї (Ќекоммерческое партнерство Ђ¬осточно-≈вропейский молочный јль€нсї), то пока неизвестно, сколько этот кооператив проработает †и каких успехов достигнет.  огда он, как Valioначнет покупать компании, тогда можно будет говорить об успехе.†

ѕри нынешних ценах молоко становитс€ рентабельным. ќднако на рынке существуют разные цены: †как †от 9-11 руб., так и 24-26 руб., средн€€ цена †- 17 руб. —ложности с расчетами средней цены заключаютс€ в том, что в некоторых регионах, таких как ћосковска€ область, 80-90% †молока производ€т крупные компании, в других регионах, таких как —еверный  авказ, —ибирь, преобладают мелкие производства. ƒл€ нашей огромной страны нет общего рецепта вследствие природного, этнического, культурного разнообрази€. ќбщероссийскую программу нужно выстраивать на основе региональных подпрограмм. —оздава€ единые рамки, мы можем загубить часть предпри€тий, которые в них не вписываютс€ и дать дополнительные возможности тем, кто уже имеет преимущество. Ќадо было привлечь региональные власти и региональных игроков к разработке программы.†

DN: —кажите, решилс€ ли вопрос с продажей ќјќ Ђћосћедыньагропромї?

¬опрос †с продажей не решилс€, прошли два конкурса, за€вок пока не было. ¬озможно цена высока€, возможно конъюнктура рынка на сегодн€шний день такова, что инвесторы не хот€т вкладывать деньги в сельскохоз€йственные предпри€ти€. Ќо как говорит наш генеральный директор, мы работаем, и будем работать.†


DN:  аковы планы предпри€ти€ на ближайшие п€ть лет?

¬ принципе, программы развити€ не существует, поскольку мы находимс€ в подвешенном состо€нии в св€зи †с планами продажи. † раткосрочные программы мы выстраиваем и решаем, наши текущие задачи Ц сохранить предпри€тие работоспособным, максимально оптимизировать доходы и расходы. ¬ результате предприн€тых мер мы уже добились определенных успехов, например, по снижению энергозатрат, от 20-30 %. “ака€ же работа ведетс€ по снижению потерь, но к сожалению оборудование новее не становитс€, поэтому возрастают затраты на его †поддержание в рабочем состо€нии. ¬ плане дублировани€ различного оборудовани€ нам досталось не очень хорошее наследство. ¬ыход из стро€ любого из агрегатов †может привести к остановке всего процесса. ѕоэтому наши планы св€заны с поддержанием работы завода и оптимизацией расходов. Ёто не позвол€ет разрабатывать долгосрочные программы.†

DN:  ак ¬ы оцениваете перспективы развити€ молочного рынка  алужской области и российского рынка в целом?

¬ласти начинают понимать, что нужно развивать †отечественное сельское хоз€йство и молочную отрасль в частности. ѕотому что и так уже многое отдали иностранным компани€м, †и в результате мы получили полную социальную незащищенность. «ападные компании в любой момент могут закрыть и перепрофилировать предпри€ти€. —ельское население серьезно проигрывает городскому в процентном соотношении, и мечты Ћенина о сли€нии города с деревней, похоже, скоро станут €вью, потому что села приход€т в упадок. ”же гораздо удобнее строить жилье дл€ сельскохоз€йственных рабочих в городской черте. “енденци€ характерна€ дл€ крупных агрохолдингов, улучша€ качество жизни на селе, они превращают сельских жителей в горожан. ¬ св€зи с этим растут и потребности, строительство роботизированных ферм становитс€ более актуальным. ѕерспективы развити€ отрасли неплохие, в нынешней ситуации это дает повод задуматьс€ о том, что мы вкладываем †деньги в чужие экономики и возможно пришла пора не разбрасывать камни, а собирать их.†

DN: ¬ы затронули проблему дефицита †кадров. Ќа ¬аш взгл€д, †чем она объ€сн€етс€? «арплатными ожидани€ми, низкой квалификацией кадров или иными причинами?†

Ќа сегодн€шний день одними деньгами нельз€ решать проблемы. ѕроблема в том, что рухнула система профтехобразовани€, и ее еще не восстановили. Ќе хватает кадров со средне специальным †образованием. ¬ 1990-е гг. произошел поколенческий провал, не были †переданы знани€ и опыт. ћолодые специалисты порой не знают элементарных †вещей, св€занных с производством.  адры нельз€ привлечь деньгами, но можно переманить из одной отрасли в другую. ¬ результате чего происходит переселение из одних областей в другие, переход кадров из одних отраслей в другие. Ќапример, из животноводства в растениеводство, где труд легче, или в переработку. „асть выпускников сельскохоз€йственных вузов имеет низкую квалификацию, †данную проблему не решить выделением дополнительных средств со стороны государства.†

DN: †ѕоделитесь впечатлени€ми об автопробеге. „то данное меропри€тие означает лично дл€ ¬ас?

Ћично дл€ мен€ это возможность посетить интересные предпри€ти€, пон€ть, как они организованы, их достоинства и недостатки. ’отелось бы поблагодарить DairyNews за организацию пробега. Ёта организаци€ †могла бы выступить той саморегулирующей организацией, котора€ не †будет просить денег, †тем информационным полем, которым могут пользоватьс€ все. †Ёто поле дл€ общени€, где можно задавать вопросы и получить ответы, анализировать ситуацию. †„то касаетс€ автопробега Ц это полезно дл€ всех участников отрасли, поскольку мы вырабатываем здесь определенную позицию.  оличество участников автопробега растет с каждым годом, †люди принимают участие †ради того, чтобы обмен€тьс€ мнени€ми и опытом. јвтопробег Ц важное и нужное дело, поэтому мы будем ездить, просвещать мир и сами просвещатьс€ вместе с ним.†

¬озврат к списку

18.09.2021
¬ наше врем€ попул€рные блогеры и лидеры мнений оказывают, кажетс€, намного большее вли€ние на представлени€ потребителей о здоровом питании, чем научное сообщество, диетоги, врачи, технологи пищевого производства. „тобы разобратьс€, насколько научна та информаци€ о молоке, котора€ нередко встречаетс€ в »нтернете, мы запросили комментарии экспертов Ч которые, кстати, тоже активно ведут блоги и сами €вл€ютс€ лидерами мнений.
„итать полностью
 алендарь