19.12.2018
Источник: The DairyNews
Интервью с президентом «Нева-Милк» Альбертом Суфияровым — Импортозамещение провалилось? Его темпы в индустрии молочных продуктов в 2018 году оказались далеки от ожидаемых.

— Производство молока, в том числе качественного, растет. Наглядный пример — компания «ЭкоНива» Штефана Дюрра, которая производит в день около 1,5 тыс. тонн молока. Для понимания, мощность второго после него российского производителя молока — около 500 тонн, то есть в 3 раза меньше. Если говорить о качестве, то практически все производители работают над его повышением: запускают реновацию оборудования, приглашают лучших специалистов. Конкурировать без качества не получается. Тем не менее, и этим вызван ваш вопрос, импортозамещение идет медленно. Есть бюрократические проблемы: долго выдаются разрешительные и правоустанавливающие документы, очень долго идет согласование с банками. Из-за этого новые проекты почти у всех участников отрасли запускаются с большим сдвигом по времени.

Конкуренция на полках магазинов не менее острая, чем до эмбарго. Зарубежные производители никуда не ушли. Valio, Arla, «Лакталис» часто размешают заказ на производство в тех странах, откуда разрешен экспорт. Arla, например, производит в Египте. Недавно Arla купила гигантское производство плавленых и творожных сыров у компании Kraft в Бахрейне мощностью 66 тыс. тонн. Теоретически, компания может оттуда поставлять и в Россию.

Важно, чтобы зарубежные партнеры тоже развивали производство в России. Они начали это делать только в последнее время — видимо, поняли, что санкции надолго. Среди таких значимых компаний — DMK, крупнейший немецкий производитель сыра и масла, у которого налажено производство в Воронежской области. Arla производит сыры совместно с «Молвест». Valio выпускает в России плавленные сыры и другую фасованную молочную продукцию.

— Почему Воронежская область стала центром притяжения для производителей молочной продукции?

— Во-первых, губернатором Воронежской области был Алексей Гордеев, бывший министр сельского хозяйства. Он создал там благоприятный инвестклимат. В Воронежской области избыток качественного молока, именно там находится Штефан Дюрр. Раз есть сырье, туда стремятся и переработчики. В соседних областях — Белгородской, Брянской — создан молочный кластер: у Hochland действует производство в Белгородской области. Сейчас мы будем создавать аналогичный молочный кластер в Вологодской области с привлечением лучших компаний. У Вологодской области есть имидж молочного центра страны, он сформировался еще в ХIХ веке. Думаю, это поможет продвигать продукцию, которая там будет выпускаться.

Сейчас в Вологодской области мы производим сыр фета и начали выпуск молока, йогуртов, сметаны под брендом «Тысяча озер». На этом заводе мы ведем реконструкцию стоимостью в 1,5 млрд руб., чтобы повысить объемы производства. Также мы приступили к земляным работам в рамках строительства завода по производству твердых сыров (маасдам, российский, гауда). Окончание строительства намечено на конец 2019 г. Объем производства составит 25-30 т. сыра в день, или до 1 тыс. тонн продукции в месяц.


— В этом году было много заявлений от государственных проверяющих органов о низком качестве российских сыров и молочной продукции, о высокой доле фальсификатов. Насколько это заметная проблема для рынка?

— Необходимо признать, что эти проблемы не надуманные. Ряд региональных производителей используют растительные жиры. Отмахиваться от этого не нужно, но истории с поимкой фальсификатчиков отпугивают платёжеспособных покупателей. Люди вообще перестают брать сыры из-за боязни купить что-то некачественное. Между тем, в России 90% сыра на полках магазинов — качественный и безопасный продукт. Современным производителям, как и торговым сетям, репутационные риски не нужны. Но пока есть «старые» каналы сбыта — подвальные безымянные магазины, рынки, и так далее — туда еще можно сплавить контрафакт.

Нужно популяризировать потребление сыра. Один килограмм сыра содержит более 10 л молока, таким образом, увеличение потребления сыра на 10% (а это восстановление рынка сыра до уровня перед эмбарго) приведет к увеличению переработки до 1 млн тонн молока в год. Представляете, сколько фермеров получат рынки сбыта?

Проекты по развитию производств в регионах остаются актуальными, но проблем с организацией производства по-прежнему много. Так, в Московской или Ленинградской области существует дефицит молока, но спрос при этом устойчивый, стабильный. А есть регионы, где профицит молока — Поволжье, Татарстан и Башкортостан — но оттуда, за 2 тысячи км, молоко не привезешь. Мы эти направления тоже смотрим для своего дальнейшего развития.

— Будет ли волна банкротств среди пищевых предприятий и среди представителей розничной торговли в следующем году? Кто в группе риска?

— Надеюсь, что волны не будет. В первую очередь с рынка будут уходить слабые игроки, у которых нет стабильного качества, нет федеральных контрактов. Это не обязательно молодые компании — скорее те, кто не сумел адаптироваться к новым экономическим условиям, диктату сетей, не сумел выстроить бренд. В основном это региональные сети. Мы с ними встречались, ищем варианты сотрудничества, чтобы использовать готовую региональную сырьевую базу для производства качественных продуктов.

Мы ищем варианты консолидации для вывода новых продуктов на рынок, потому что, используя производственные и сырьевые возможности региональных производителей, мы можем продавать по всей России.

— Есть ли у вас стратегия на случай закрытия некоторых торговых сетей или дистрибьюторов? Как будете реализовывать продукцию?

— Тяжелее будет ощущаться экспансия федеральных сетей, если они пойдут в Сибирь или на Дальний Восток. В этом случае придется жестко конкурировать. Дистрибьюторам сейчас тоже сложно: им нужно развивать компетенции в логистике, быть более диверсифицированными, расширять ассортимент. Кто не может, тот уходит из этого бизнеса и начинает заниматься производством. Кто-то сворачивает деятельность полностью, потому что у них нет тяжелых активов — барьеров выхода. У дистрибьюторского рынка эти барьеры невысокие, поэтому финансовые риски в нашей отрасли существуют. Банкротства были, могут быть и в дальнейшем. Причины таких банкротств — не только в экономических реалиях, но и в развитии рынка и его консолидации. Крупные становятся еще крупнее, а мелкие региональные сети уходят. «Лента», Х5, «Магнит», «Дикси», «Ашан» наращивают выручку, а такие сети как «Полушка» сворачивают деятельность. Сеть «Нетто» уже ушла.

— У вас запланированы новые проекты на следующий год?

— Хотим привлечь уругвайских партнеров, так как кратчайший путь к нашей цели — иметь больше молока. Что касается продаж, то мы рассчитываем на расширение новой сети дистрибьюторов в регионах. Открываем новые рынки в СНГ: Азербайджан, Кыргызстан. Гордимся тем, что неплохо продаем свою продукцию в Белоруссии, где сильны местные производители и представлены все европейские игроки. Сейчас достигли договоренностей с США и изучаем возможности выхода на Ближний Восток. Думаю, что в 2019 году уже начнем работать в США.

— Будете ли повышать цены в 2019 году? Если да, то на сколько?

— Повышение цены — очень болезненный вопрос. Нам не хочется этого делать, потому что повышение цен может привести к снижению потребления. Однако мы вынуждены поднимать цены в ответ на рост затрат. А они вырастают в случае, когда укрепляется доллар, дорожают энергоносители или вносятся изменения в законодательство, например, налоговое. Когда ужесточаются требования к бизнесу — увеличиваются цены. Я скажу так: повышение цены в 2019 году возможно, но процент повышения мы пока не можем прогнозировать.

Справка

ГК «Нева Милк» — один из российских лидеров по производству сыра и сливочного масла, выпускающий продукцию под марками «Тысяча озер», «Сиртаки», «Город сыра», «Золото Европы», Dolce. Объем производства сыров и сливочного масла в 2017 году составил 25 тыс. т, цельномолочной продукции — 6 тыс. т, майонеза — около 2,5 тыс. т. Оборот в 2017 году составлял 14 млрд руб., в этом году, как ожидается, вырастет на 14% — до 16 млрд руб.
Читать другие интервью

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

22.03.2019

Идентифицировать все!

В России до 2021 года должна быть внедрена национальная система идентификации животных. Несмотря на то, что работу над соответствующим проектом ведут уже больше 10 лет, необходимая АПК система “подвисла" на стадии согласования в Минэкономразвития. С тех пор работа топчется на месте. Мы поговорили с участниками рынка, чтобы узнать, как они относятся к ситуации.
Молочный ресурс, ООО
Адрес:  Псковская обл, г. Великие Луки, ул. Новосокольническая, д. 32 
 
Агрос, ООО
Адрес:  Татарстан респ, Алькеевский район, с. Базарные Матаки, ул. Крайнова, д. 108 
 
Гран Летье, ООО
Адрес:  Калужская обл, Износковский район, пос. Мятлево, ул. Интернациональная, д. 28 
 
ОКА Молоко ОП №3, ООО (Пителинский район)
Адрес:  Рязанская область, Пителинский район, с. Нестерово