Интервью с Павлом Носаленко, Директором учебно-опытного хозяйства «Краснодарское» КубГАУ

Источник: The DairyNews
Павел Носаленко в 2009 году стал заместителем директора, а с 2013 года назначен на должность директора Племзавода учебно-опытного хозяйства “Краснодарское” КубГАУ. С 2013 года Павел Александрович является доцентом кафедры финансов КубГАУ. Эксперт, искренне любящий свое дело и знающий, в чем сила молочного животноводства, специалист, сформировавший эффективную систему кормления в хозяйстве, в интервью The DairyNews рассказал, как живет предприятие с 20% рентабельностью, будучи УчХозом.
Интервью с Павлом Носаленко, Директором учебно-опытного хозяйства «Краснодарское» КубГАУ

СПРАВОЧНО:

В Учхозе “Краснодарское" 3,7 тыс. гектар земли, на которых действует система эффективного земледелия.

На 1 января 2020 года

- Общее стадо - 2600 голов. 

- 1000 фуражных коров

- 6 животноводческих корпусов по 150 мест. 

Хозяйство эффективно в работе над воспроизводством, достигло надоя в 12523 кг молока на корову, а его руководство - противник мнения, что при большом молоке должен быть низкий выход телят.

Данные 2018 года.

За последние 15 лет поголовье в хозяйстве выросло на 81%, продуктивность животных - на 106%.

Товарность молока составляет 97%. На 2019 год надой молока на корову достиг 40 литров в сутки. Средний надой при запуске - около 26 литров.

В 2004 году в хозяйстве на корову доили чуть более 6 тыс. кг молока в год. К слову, по данным Минсельхоза, именно эта цифра стала средней по России в 2019 году.

C:\Users\User\Downloads\IMG_3342.JPG

По словам Павла Александровича Носаленко, ключевые факторы успешности молочного животноводства - кормление, генетика, управление. Технологии управления фермой выстроены в том числе на программном обеспечении “DeLaval DelPro. 

C:\Users\User\Downloads\IMG_3640(1_белый фон).jpg

DN: Согласны ли Вы с мнением, что при большом молоке не может быть большой уровень выхода телят?

ПН: Не согласны категорически. Большое молоко само по себе подразумевает наличие отелов и здоровье животного. Больные животные молока не дают или дают немного и недолго.

DN: Какой средний возраст первого осеменения животных?

ПН: 14 месяцев. Критерий для осеменения - 380-420 кг веса и рост 127 см. Рост очень важен - ведь животное должно расти в высоту, а не в ширину. Если посмотрите на наших коров - увидите, что все они одного роста. 

Мы уже 8 лет работаем с одним поставщиком семени, ООО "МК Генетика-Юг", представителем компании Дженекс (Genex) в России. Выбираем быков всегда из числа 1% лучших представителей голштинской популяции США.

И мы не экономим, нельзя экономить на качестве, если не хочешь потом расхлебывать последствия, в структуре себестоимости молока семя занимает 1,2%

К слову, возраст первого отела по стаду - 23,4 месяца.

 

DN: Как обстоят дела с лейкозом КРС? Тема больная для переработчиков и производителей.

ПН: Мы оздоровились от лейкоза и сохранили поголовье, прибавив объемы производства. Хотя я знаю много случаев, когда хозяйство просто вывозило поголовье и завозило новый скот.

C:\Users\User\Downloads\IMG_3078.JPG

DN: Как организован процесс доения?

ПН: В доильном зале DeLaval ЕвроПараллель 2x18 работает 4 смены операторов. Установлена вентиляция. Все стандартно, с соблюдением высоких требований правил гигиены.

DN: Вы работаете с компанией “ДеЛаваль" с 1998 года. Как развивались отношения, что было самым интересным внедрением в плане оборудования?

ПН: Интересным и полезным стало внедрение Навигатора стада DeLaval в 2016 году. Сумма вложений была оправдана. Вы прекрасно понимаете, что можно инвестировать миллиарды или миллионы, и ничего не получить. Специалисты должны быть готовы к новшествам. Когда мы его ставили, наши эксперты летали в Голландию и проходили там обучение. 

Навигатор стада только скажет вам, что у коровы кетоз, он не скажет, что надо работать с сухостоем, решать проблему жирного животного. Это решение должны принять специалисты, понимать принимаемые данные и делать правильные выводы.

Что касается того, как работается с компанией “ДеЛаваль" - мы долго шли путем изучения, осознания, и пришли к пониманию, что уже не знаем, как работать без их оборудования. 

 

DN: Увидели в ходе экскурсии, что у вас также установлена камера упитанности DeLaval BCS. Как давно?

ПН: С 2017 года, после очередного этапа модернизации. Все стадо находится в прекрасной физической форме, мы постоянно работаем с упитанностью.

DN: Какие культуры вы выращиваете? Какой рацион в хозяйстве?

ПН: Пшеница, ячмень, кукуруза на зерно и на силос, соя, подсолнечник, тритикале, люцерна. Соевый шрот закупаем.  

C:\Users\User\Downloads\IMG_3036.JPG

Кормление вместе с генетикой и управлением - ключевые факторы успеха в молочном животноводстве. В центре всего стоит корова. В хозяйстве мы используем полностью смешанный рацион при круглогодичном однотипном кормлении.

DN: Насколько мы знаем, вы самостоятельно считаете рационы? Кого-то привлекали для обучения?

ПН: Да, самостоятельно. Конечно, привлекал, восемь-девять лет назад. По профессии я экономист. Я учился новому. Знаете, есть такое мнение: когда вы прочли одну книгу - у вас есть мнение одного автора, когда прочли три книги - мнение трех авторов. Когда вы прочли 100 книг - у вас есть свое мнение. Так и с рационами. Если я посчитал рацион уже больше 1000 раз, умею ли я считать рационы? Конечно.

DN: Работаете с поставщиками премиксов по рационам?

ПН: Я считаю, что поставщик добавок не должен считать вам рацион, потому что он начнет вас нагружать. Мы работаем по принципу - либо работаем по поставке, либо рассчитываемся. 

DN: В 2018 году юг России и Кубань в частности серьезно пострадали от засухи. Есть ли у вас или планируется орошение для полей?

ПН: Действительно, позапрошлый год был очень тяжелый. Но 2019 год многое выровнял. В этом году мы заказали оборудование для полива, будет осуществляться орошение из магистрального канала.

DN: Куда поставляете молоко на переработку?

ПН: Небольшая сыроварня (у нас очень хорошее сыропригодное молоко), а также ЗАО «Сыродельный комбинат Ленинградский» принимают у нас сырье.

На рынке Краснодарского края мы не самый крупный игрок, да и основная задача - это практическое обучение студентов, научная работа ученых университета и повышение квалификации действующих специалистов отрасли

DN: С Агрокомплексом Ткачева не работаете?

ПН: Нет, у них свое молоко - порядка 850 тонн в сутки.

DN: Конкуренция на рынке большая?

ПН: С точки зрения производителя молока - конкуренции на рынке региона нет.

DN: Есть ли проблемы с коровами с высокими удоями?

ПН: Вы должны понимать, что больная корова не даст много молока. Естественно, есть правила игры, и для высокоудойных коров они свои. Правила осеменения, правила кормления для них уникальны. И это совершенно нормально.

У нас есть прекрасные ветврачи, осеменаторы, вся информация во внутреннем доступе активно используется сотрудниками. Как работает наш навигатор стада? Если уровень прогестерона снизился, сработала тревога охоты, животное осеменили. Не стала стельной - опять будем осеменять. Если животное хорошее, то мы будем это делать до 400-го дня. Если специалисты понимают, что ловить нечего, то осеменяют до 3 раз.

Стоит понимать, что мы боремся за каждое животное. И все сотрудники хозяйства это понимают, все полученные знания используются на повышение эффективности. 

DN: С чем, на Ваш взгляд, связаны проблемы осеменения у многих хозяйств? 

ПН: Первое это кормление и качество основных кормов, работа ветслужбы и конечно же, с комфортом животных на современной ферме.  При современном виде молочного животноводства, условия кормления, работы специалистов и комфорта на ферме, мягко говоря, не самые лучшие. Что касается нас, то мы отдаем себе отчет, что наши недоработки в осеменении связаны с отсутствием необходимого уровня комфорта так как у нас старая ферма 70-х годов постройки, условно, как на комплексах “ЭкоНивы". При этом мы все равно стараемся получить от животных максимум.

К слову, первые попытки осеменять импортным семенем у нас были в 2012 году. В 2012 году стали покупать импортное семя. В 2015 году получили первую лактацию от полученных животных. 

DN: Как вы относитесь к технологии эмбрионов в животноводстве? Есть ли у них перспектива?

ПН: Отличная технология. Но не для товарного производства. Ее нужно использовать там, где хозяйства формируют маточное поголовье, выращивают племенных быков. Занимается эмбрионами агрохолдинг “Кубань" - делают и хорошо. Мое мнение - нужно для начала улучшить качество традиционного осеменения. Это вполне реально.

C:\Users\User\Downloads\IMG_3273.JPG

DN: Ваше хозяйство довольно нетипичное. Учхозы сегодня в нашей стране чуть ли не на последнем издыхании, имеют устаревшее оборудование. Как вы обеспечили современные технологии хозяйству?

ПН: Ученый совет КубГАУ поставил нам задачу развивать учхоз, и мы начали это делать. Не все шло гладко, были и проблемы, и неудачи, но в конечном итоге у нас современная, технологичная материально техническая база для обучения студентов как в животноводстве, так и в растениеводстве. На территории самого хозяйства находятся два общежития, чтобы студенты могли проходить практику в лучших условиях.

Студенты, которых мы видим на практике, часто приходят к нам работать. Практически все главные специалисты - выпускники нашего аграрного университета.

Наши эксперты обязательно учатся за рубежом, мы на этом не экономим.

DN: В России не учитесь?

ПН: Мы сами учим Россию. На базе университета есть прекрасные курсы, и многие к нам приезжают учиться. Курсы рассчитаны на любого специалиста фермы, мы готовы поделиться опытом с каждым, у нас нет секретов, и мы полностью открыты.

DN: Как у вас с господдержкой?

ПН: Никак. Мы не сельхозтоваропроизводитель, мы - университет. А еще мы - яркий пример того, что молочное животноводство может быть эффективным. 

DN: Какие перспективы в регионе? Какая у вас цена на молоко, сегодня открываются новые заводы в регионе, спрос на сырье есть.

ПН: Что касается себестоимости, мы сегодня на электроэнергию на ферме тратим больше, чем на ветпрепараты. Конечно, это в первую очередь говорит о нашей эффективности. В нынешнем году у нас стоит цель - не допустить падения эффективности, я уверен, что мы это сделаем.

DN: Есть мнение, что большое молоко не может быть дешевым. 

ПН: Давайте представим. Есть два хозяйства. Оба на 1000 голов. У одной надой - 7 тыс., у второй - 12000.  С одинаковой ценой реализации по итогу я заработаю больше - это здравый смысл, за счет объемов, даже если себестоимость молока будет выше, хотя на примере нас, она ниже, чем у хозяйств, которые доят меньше 8000. Выгоднее доить больше и продавать нетелей. 

DN: Какие перспективы в 2020 году? 

ПН: Достигнуть надоя в 13 тыс. кг на корову, доделать корпуса - их пять в процессе окончания работ. Начнем это делать с февраля. 

Мне сложно строить планы на расширение - лимит выстроен мощностью доильного зала. Мы легко можем нарастить поголовье, но доильный зал ограничен. 

DN: Менять оборудование доильное не планируете?

ПН: Мы обсуждаем внедрение роботизированного доения. Поскольку мы - учебно-опытное хозяйство, в нашем стаде не только голштины, но и такие породы, как ангусы и джерсеи. Это важно - показать студентам.

Я бы поставил роботов на джерсеев и делал бы молоко для сыроваров. Если с ценой на молоко все будет хорошо, то поставим DeLaval VMS™ V310.

DN: Вы достигли впечатляющих результатов. Но есть масса среднестатистических ферм по всей стране. Как им быть, на Ваш взгляд?

ПН: Приезжать к нам на стажировку. Если серьезно… Нужно понять, где есть ошибки и недоработки. Основная проблема российских хозяйств - неспособность менеджмента воспринимать инновации и начать меняться. Причем это встречается во всем мире. Это психологическая проблема.

К нам приезжало много хозяйств на стажировку, из разных регионов и даже стран. Людей, которые хотят получить новые знания и внедрить их - это видно. Если хозяйство хочет развиваться - оно будет это делать.

DN: По данным Росстата, в 2019 году средний надой в РФ впервые превысил 6 тыс. кг на корову.

ПН: Он растет потому, что улучшается технология, и в среднем растет надой на фермах. Выбывают, с технологической точки зрения, самые слабые фермы. Посмотрите пять лет назад - ферм было больше, поголовья тоже, а надой средний - меньше. Сейчас слабые фермы уходят, в среднем надой растет.

DN: В регионе много серьезных мощностей. Куда уходит молоко?

ПН: Конкуренция среди переработчиков и сетей есть, среди производителей - нет.

DN: Новые контракты на поставку сырья будете рассматривать?

ПН: Мы маленький, но мощный УчХоз, мы не вырастем до 100 тонн. Работаем последние пять лет с одним покупателем - ТМ “Кубанский молочник".

DN: Как Вы попали в это хозяйство?

ПН: Так исторически cложилось. Будучи студентом, я вообще работал на стройке одного из корпусов. 

DN: Спасибо большое за интересную беседу!

C:\Users\User\Downloads\IMG_3506.JPG

ПН: Хотелось бы закончить интервью тремя словами: Кормление, управление, генетика!   

DN: Спасибо!

В предыдущем варианте этого материала, вышедшем 17.01.2020 на сайте The DairyNews, содержались неточности. Редакция The DairyNews приносит свои извинения.

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью