»нтервью с ќльгой ѕановой, руководителем программы ЂЎкольное молокої в –оссии

»сточник: The DairyNews
ќчередной выпуск передачи Ућолочные скептики" был посв€щено УЎкольному молоку". ¬едущие обсудили проблемы детского питани€ в школах и суть программы с ќльгой ѕановой. ƒетали - в печатной версии интервью.
»нтервью с ќльгой ѕановой, руководителем программы ЂЎкольное молокої в –оссии

DN: ќльга, расскажите, почему программу ЂЎкольное молокої курирует компани€ Ђ“етра ѕакї?

ќѕ: Ёта компани€ скорее поддерживает программу ЂЎкольное молокої, а курируем ее мы, - общественна€ организаци€ Ђ—оюз здоровь€ наших детейї. Ќа самом деле, и другие упаковочные компании заинтересованы в реализации программы ЂЎкольное молокої и поддерживают ее. ќднако программа €вл€етс€ международной, была инициирована компанией Ђ“етра ѕакї в –оссии. ¬ услови€х конкуренции другие компании также реализуютс€ в этой программе.  роме того, есть регионы, где молоко разливаетс€ в стаканы. Ќо до определенного момента Ђ“етра ѕакї был самым безопасным вариантом, исключающим санитарно-гигиенические риски дл€ детей, чтобы поить их молоком в школе и чтобы они его пили, потому что реб€т привлекает €рка€ и красочна€ упаковка.

DN:  ак вообще программа ЂЎкольное молокої стартовала в мире?  то был ее инициатором?

ќѕ: ≈сть ‘едеральное агентство продовольстви€. ≈сть ‘јќ, и они свод€т все данные по программе по всему миру, потому что почти везде ее курируют некоммерческие организации, такие как мы. Ђ“етра ѕакї оказалась самым инициативным и социальным производителем упаковки.

DN: Ќекоторое врем€ назад даже были скандалы, когда другие упаковщики пытались зайти в школы с пон€тием Ђшкольное молокої, в 2008-2010 годах, когда эта программа была под эгидой –—ѕћќ. Ѕыло €сно и видно, что эта программа полностью лоббируетс€ Ђ“етра ѕакї.  ак обсто€т дела сейчас?

ќѕ: Ёто было продиктовано тем, что молоко Ц скоропорт€щийс€ продукт. ≈сли в какой-нибудь школе произошла вспышка отравлений, то первым делом провер€ют молоко.

≈сли смотреть со стороны масштабных вещей, то можно говорить, что дл€ Ђ“етра ѕакї это внешний проект корпоративно-социальной ответственности. ќднако был момент, когда человек, курирующий программу, ушел, и заменить его было некем, поскольку нужно понимать, каким образом взаимодействовать с системами образовани€, здравоохранени€, администрацией городов и федеральными органами власти. ѕрограмма, по большому счету, инициативна€, и здесь инициатива субъекта Ц либо они по€т детей молоком и, таким образом, развивают молочную промышленность в регионе, либо нет.

DN: ¬ чем заключаетс€ кураторство Ђ“етра ѕакї?

ќѕ: Ёто кураторство не только Ђ“етра ѕакї. ћы общественна€ организаци€, во главе угла которой Ц дети. ѕоэтому приходитс€ креативить, чтобы они пили молоко. —оответственно, придумав определенный проект, мы стараемс€ найти деньги в конкретном регионе у производителей, либо показываем проект представител€м Ђ“етра ѕакї. Ќедавно, например, сделали книжку про молоко, она пользуетс€ интересом у детей и родителей.

Ёто все социальные вещи, и какого-либо давлени€ со стороны Ђ“етра ѕакї нет. Ќо € разговаривала с учител€ми, были попытки использовать китайскую упаковку, что вызвало проблемы с доставкой и так далее.  огда заходили с пастеризованным молоком, директора школ отслеживали момент: молоко подаетс€ теплым, и дети перестают его пить, поскольку им не нравитс€ пить из стаканов. — этим есть сложности, поскольку в р€де регионов, где пастеризованное молоко разливалось в стаканы, программа закрылась.

DN: Ќо Ђ“етра ѕакї все равно финансирует или софинансирует?

ќѕ: ƒа. Ќо вопрос в том, что основные инициативы все равно исход€т от нас Ц Ђ—оюза здоровь€ наших детейї.

DN: ¬ какую сумму программа ЂЎкольное молокої обходитс€ Ђ“етра ѕакї ежегодно?

ќѕ: я не могу озвучить цифры, но скажу: если бы программу вел кто-то другой, она бы обходилась в три раза дороже. —ейчас она стоит дес€тки миллионов рублей.

«а эти деньги мы в большей степени делаем меропри€ти€ дл€ детей. ¬ прошлом году мы провели 882 урока силами детей в 71 регионе. ћы покупали очень классные подарки дл€ детей, чтобы они рассказывали о программе. ѕлюс Ц производители давали нам молоко дл€ меропри€тий. “акже были мастер-классы по здоровому питанию, со взрослым посылом, дл€ подростков. ѕотом нам показывали переписку детей, где они говорили, что полюбили молоко.

DN:  ак запускаетс€ программа в регионах?

ќѕ: ¬ основном, это инициатива регионов. ѕо законодательству регионы сами выдел€ют деньги. “е деньги, которые платит Ђ“етра ѕакї идут, большей частью, на продвижение категории Ђмолокої. ¬се, что касаетс€ организации программы, осуществл€етс€ за региональные или муниципальные бюджеты. ћы помогаем с документами, обосновани€ми программы, а в общем Ц это инициатива самих субъектов, которые по законодательству покупают молоко и по€т детей.   выбору поставщиков мы отношени€ не имеем, хот€ хотели бы. ƒл€ каждого субъекта важно развитие местного производства. «аконодательно это сложный момент, потому что вопрос аукционной закупки стоит перед теми, кто организует питание в школах. «десь палка о двух концах. ћожет быть, регионы запускали бы больше программу, чтобы развить свое производство, но с сегодн€шней системой сразу придет ‘ј—, либо они бо€тс€, что крупные производители скинут цену и постав€т какое-нибудь дешевое молоко.

Ђ“етра ѕакї поставл€л потому, что у них был патент на асептическую упаковку. » у нас был свой, российский √ќ—“ под школьное молоко, который обеспечивал безопасность, и мы не сталкивались с теми проблемами, которые есть сейчас. √ќ—“ 2013 года, согласованный с Ѕелоруссией и  азахстаном, стал проблемой, потому что там прописано: разница в жирности 2,5% и 3,2% существенна и по цене, и все берут первый вариант. ћы отслеживаем закупки, смотрим по контрактам, кто, где и как торговал. Ќекоторые дистрибьюторы в социальных каналах в некоторых случа€х даже трав€т народ, умышленно или нет. «десь должны быть преградительные меры, тем более когда мы говорим о дет€х. —ейчас, к счастью, началось движение в сторону того, чтобы упор€дочить организацию питани€ детей в школах. »менно в этот период у детей формируетс€ костна€ ткань, репродуктивные органы и так далее, и здоровое питание нужно им как воздух.

 огда мы анализировали, то обнаружили, что молока в рационе школьников не хватает. ћы обратили на это внимание, на что нам сказали, что белка достаточно, но проблема в том, что мерить рацион белками, жирами и углеводами недостаточно. ≈сли ребенок не добрал 5-10% кальци€, то во взрослом возрасте он уже не доберет.

DN: Ѕыла ли программа ЂЎкольное молокої в советское врем€?

ќѕ: ƒа. ƒет€м просто кип€тили молоко и разливали в стаканы. Ѕыли отравлени€, но с точки зрени€ советской организации питани€ детей это была передова€ де€тельность, которую сейчас финны вз€ли на вооружение и транслируют всему миру, какие они молодцы. ¬ообще программа ЂЎкольное молокої началась в јнглии, когда был голод и нужно было поддержать детей.

DN: Ќасколько важна эта программа? ¬едь все необходимое дети могут получить из других продуктов.

ќѕ: Ќа одном из меропри€тий человек от медицины рассказывал замечательные вещи о том, как организовать питание, что не хватает кальци€ и чтобы его хватало, надо давать дет€м миндальные орешки. Ќо они сто€т гораздо дороже, дети бегают и могут ими подавитьс€, у них может начатьс€ аллерги€. ј молоко Ц это социальный продукт, он легко усваиваетс€ и доступен по цене.

DN:  ак происходит реализаци€ программы со стороны региональных властей?

ќѕ: «апускаетс€ программа Ц либо в дополнение к программе школьного питани€, либо реализуютс€ законодательно выделенные субсидии на питание детей как социальна€ помощь. » дальше происходит закупка Ц в школах или централизованно.

“ам, где молоко закупаетс€ напр€мую, проблем нет благодар€ прослеживаемой цепочке. —ейчас мы говорим о возвращении программы в Ѕашкирии. ћне понравилось, что там организовали выездные лаборатории, которые провер€ют продукты, закупаемые школами. » если что-то наход€т, вызывают на ковер не только дистрибьютора, но и производител€.

ћеханизм нашей программы таков: выдел€ютс€ деньги на покупку школьного молока из регионального бюджета. “ам, где бюджет региональный, идет централизованна€ закупка, а потом молоко распредел€етс€ по школам. ¬ ”дмуртии изначально закупками занималось ћинистерство промышленности и торговли, а сейчас ћинистерство образовани€, и сам завод-поставщик подвозит продукцию в школы. ѕоставщика выбирают на конкурсе, согласно 44-му закону.

¬се это происходит за счет регионального либо муниципального бюджета, потому что есть регионы, где только региональный бюджет, который как субсиди€ спускаетс€ на муниципальный, и есть регионы, где региональный бюджет и часть муниципального.

DN: ¬ыгодное ли это дл€ заводов меропри€тие? —колько примерно стоит литр молока с завода?

ќѕ: ѕеред началом учебного года происход€т торги, чтобы дети были обеспечены молоком. Ўколы знают, сколько примерно детей у них будет. ¬ основном, обеспечиваютс€ 1-4 классы. “акже есть регионы, где молоко дают каждый день, а есть регионы, где 2-3 раза в неделю. „астота потреблени€ умножаетс€ на количество учебных дней, и получаетс€ бюджет.

«аводы говор€т, что это невыгодно, но все равно участвуют. ј € все же нашла выгоду дл€ заводов. ¬ 2017 году при подготовке к Ђ«олотой осениї мы запросили у Ђ—арапул-ћолокої статистику. “е поставл€ли в школы Ђ“оптыжкуї, марку, котора€ продаетс€ в магазинах. ¬ тот год спрос на молоко падал, но товары марки Ђ“оптыжкаї продавались хорошо, рост составил пор€дка 12%. “ак что выгода есть. ‘ормируетс€ имидж ответственного производител€, местный производитель покупаетс€ всегда больше. ѕо данным Nielsen, когда формируетс€ эмоциональна€ прив€зка, плюс 23% к продажам обеспечиваетс€.

DN: “о есть, в какой-то мере, дл€ производителей участие в программе Ц это своего рода рекламна€ кампани€ за государственный счет?

ќѕ: я бы пр€м так не говорила, но, в принципе, да. ¬ тех регионах, где программа не реализуетс€, очень редко даетс€ питьевое молоко Ц кроме тех регионов, где мы делали пилотные проекты. ј так в рационе детей не предусмотрено питьевое молоко.

DN:  ак построена программа школьного питани€ в –оссии? —колько это стоит, как организовано?

ќѕ: ≈сть —анѕиЌы дл€ организации, есть методические рекомендации и много других законодательных моментов, на основе которых и формируетс€ школьное питание. —уществует 2500 актов, на основании которых организуетс€ школьное питание. ћного нестыковок, вопрос в том, что они нивелируютс€. ≈сть одна очень существенна€. —таканчик молока в советское врем€ был 180 мл., его никто не отмен€л, а по требовани€м он должен быть 200 мл. ќрганизаторы учитывают эту разницу в недельном потреблении, но с другой стороны нестыковка остаетс€.

¬ рацион школьного питани€ вход€т все необходимые продукты. Ќо питьевого молока там нет, потому что в нормах, обозначенных дл€ школ, написано просто Ц Ђмолокої. » оно есть в какао, кашах и других продуктах. Ќо надо, чтобы питьевое молоко тоже было.

DN: » как сейчас жить со всеми этими административными гильотинами, созданными ћедведевым? —ейчас еще будет создана комисси€, котора€ прозаседает до следующих выборов ѕутинаЕ

ќѕ: ∆ить нужно. –одители должны сами озадачиватьс€, чем кормить детей, и активно участвовать в том, что происходит в детсадах и школах. » сейчас закон о детском питании, который должен рассматриватьс€ в ƒуме и быть прин€т к концу первого квартала этого года, содержит большой блок возможностей общественного родительского контрол€ за питанием детей. –одительский контроль Ц достаточно серьезный момент, потому что когда € была на меропри€тии Ќациональной родительской ассоциации, многие родители говорили об отсутствии санитарной книжки, праве нахождени€ на кухне. я дл€ себ€ сделала вывод: организаторы питани€, которые хот€т заниматьс€ питанием детей, вкусно готовить, дл€ которых важно здоровье, даже настаивают на том, чтобы родители приходили и пробовали

DN: «аконодательно сейчас ничего нельз€ сделать. Ћюбое нарушение Ц и тут же привлекаетс€ прокуратура и другие службыЕ

ќѕ: Ќе буду называть регион, но был случай, когда компанию Ц организатора питани€ привлекли за то, что они отремонтировали столовую. ≈сть абсурдность большого количества моментов. Ќужна возможность простого родительского контрол€, чтобы родители могли прийти и посмотреть, чем корм€т их детей.

DN: —колько стоит школьное питание на человека в день?

ќѕ: «ависит от региона. ќт 14 до 120 рублей. 14 рублей Ц это чай и хлеб, там нет никакого молока, хот€ оно было бы логичнее. Ёто Ѕр€нска€ область.

“акже есть 228 положение, куда вход€т многодетные, малообеспеченные. » сейчас рассматриваетс€ вопрос обеспечени€ инвалидов. ≈сли мы возьмем Ћенинградскую область, то там 70% расходов на питание детей компенсируетс€ из бюджета. Ёто политика региона.

DN: ј есть регионы, где нельз€ доплачивать?

ќѕ: ≈сть. Ќапример, ярославска€ область. “ам отдельно ед€т те, кто по дотаци€м, и те, кто за свои деньги. “ака€ же ситуаци€ в ’абаровском крае, и —ергей ‘ургал, недавно зан€вший пост губернатора и имеющий троих детей, был шокирован и задал вопрос: вы что делаете? » это правильный вопрос.

≈сли есть программа ЂЎкольное молокої, то она должна быть систематической и не должна быть отдельной от всего питани€ в целом. ¬ книжке по школьному питанию за 1957 год было написано: каждый ребенок должен быть накормлен, потому что это наше будущее, наш человеческий капитал.

DN: Ќе проще ли сделать так, чтобы родители скидывались раз в мес€ц и был закон, запрещающий кормить детей вредными продуктами?

ќѕ: Ќе проще.  огда мы ездили в  арелию, где действовала программа, и мне писали карельские родители, что программу собираютс€ закрыть, то мы инициировали определенные вещи: приехали с прессой в местное министерство образовани€. “ам на нас накинулись, поскольку не ожидали, что мы привлечем прессу и депутатов. ћы на полгода отсрочили закрытие программы, и мне потом один из депутатов прислал информацию по спросу и предложению маленькими парти€ми. ≈сть несколько вариантов, кроме 44-го закона, один из них Ц спрос и предложение: пишетс€ необходимость небольших партий, делаетс€ за€вка, на которую продукци€ закупаетс€.  огда обеспечение школы большое, директор не может позволить себе закупать маленькими парти€ми. ¬ сообществе организаторов питани€ правильно говор€т о том, что отвечать за питание должен директор школы. ќднако сейчас профессии учител€ и врача обесцениваютс€, а професси€ повара обесценена уже давно. Ќикто не хочет идти поваром в школьную столовую.

Ќа закон о детском питании были большие надежды в плане того, что он упор€дочит многие моменты, и изначально в нем было все, начина€ с корм€щих матерей и заканчива€ школами. ѕотом закон причесали. —ейчас есть плюс в том, что детское питание у нас до 18 лет, а организаторы настаивали, чтобы продлили программу до 23 лет, потому что они корм€т и учащихс€ в колледжах. ƒетское питание осталось в том контроле, что и в советское врем€. ћы принимали участие в создании закона, собирали предложени€ от организаторов питани€.

DN: Ќе кажетс€ ли ¬ам, что государство Ц как собака на сене? » само не делает, и другим не дает?

ќѕ: “ут сложность в другом. ≈сли вз€ть западный опыт организации питани€, мне рассказывали, что во ‘ранции выходит глава семейства и говорит: Ђа мы уже 60 лет кормим 5 школї. ј корм€т уже 60 лет потому, что родители в округе довольны. ≈сли бы они что-то делали не так, то уже давно бы не кормили.

ј в –оссии все организовано государством, частных организаторов не такое большое количество.

DN: ѕолучаетс€, в детских садах и школах с питанием проблемы. » они св€заны с тем, что этим занимаетс€ государство?

ќѕ: Ќу а кто должен этим заниматьс€, если не государство? ƒело в том, что у нас принимаетс€ закон, а с точки зрени€ любого управлени€ бизнеса работа с любым положением должна приносить результат. ¬ этом вс€ проблема: закон пишетс€, но нужно дать директорам документацию, на основании которой разработаны шаблоны.

DN: ЂЎкольное молокої Ц провальна€ программа?

ќѕ: Ќет. «десь заслуга тех глав субъектов, которые считают детей нашим главным капиталом. ¬ ¬оронежской области с первого по дев€тый класс по€т детей молоком. ”дмурти€ €вл€етс€ пионером, там с 2005 года действует программа. ¬ Ћенинградской области тоже с 2005 года. ¬ Ѕелгородской области по€т молоком с первого по одиннадцатый класс.  раснодарский край Ц с первого по дев€тый класс, но 2-3 раза в неделю.

¬ защиту ярославской области могу сказать, что там ищут варианты по внедрению программы. ” них есть задача развити€ своей молочной отрасли, они понимают, что реализаци€ программы Ц это и социальный аспект, и развитие производства молочной продукции.

DN: ѕочему они не сработались с Ђярмолпродомї?

ќѕ: ќни сработались, но сейчас Ђярмолпродї не поставл€ет, потому что на это не выделили денег.

ѕо поводу провальности программыЕ “ам, где она реализуетс€, не только школьное молоко, но и питание детей в целом получает другое отношение. ƒаже год правильного питани€ дл€ ребенка Ц это большой задел дл€ его здоровь€. ќт этого программа очень выиграла. ¬ ¬оронежской области, например, посто€нно монитор€т здоровье детей.

ј все, что касаетс€ остальных в плане провальностиЕ ≈сли не реализовывать программу и не заниматьс€ очень плотно школьным питанием, здесь мы проигрываем все.

DN: –асскажите о своих рекордах.

ќѕ: ѕо поводу программы ЂЎкольное молокої, что касаетс€ нашего союза и той де€тельности, которую мы осуществл€ем, у нас есть рекорд, и заключаетс€ он в том, что мы объедин€ем все знани€ в здравоохранении, образовании и јѕ . ѕлюс все это заворачиваетс€ с точки зрени€ маркетинга. Ќа ћолочной ќлимпиаде, кстати, будут и психологи, и медицина, и, самое главное, будет обсуждатьс€ вопрос, очень важный дл€ молочников: почему родители отказываютс€ давать своим дет€м молоко.

ћы должны как можно больше молочников переключить на новые знани€ о том, как должно продвигатьс€ молоко и как его преподносить новому поколению. » это может быть рекордом.

DN: „то такое —оюз здоровь€ наших детей?

ќѕ: Ёто общественна€ организаци€, созданна€ в 2017 году, дл€ реализации инициатив программы ЂЎкольное молокої, чтобы организаторы программы могли свободно общатьс€ со здравоохранением и образованием, реализовывать инициативы с детьми.

ћы собираемс€ создать определенный продукт продвижени€ дл€ молочников, тогда мы уже выйдем как —оюз, сохран€ющий здоровье наших детей.

Ёто некоммерческа€ организаци€, членом пока €вл€етс€ только Ђ“етра ѕакї.

DN:  ак эта компани€ стала членом —оюза?

ќѕ: ћы делали меропри€ти€ дл€ программы ЂЎкольное молокої как рекламное агентство. ѕривлекали к этому администрацию, расшир€ли свои полномочи€ в реализации меропри€тий. ƒл€ нас не было проблемой делать пр€мую рекламу по всей –оссии, но дети зар€жают: все что касаетс€ их праздников, награждений и так далее. ¬ школах —арапула мы провели большие молочные олимпийские игры, это тоже можно считать нашим рекордом.

DN: —пасибо!

¬озврат к списку

11.01.2022
ћассовые протесты, введение режима чрезвычайного положени€, отставка правительства Ч это реалии, с которыми в начале €нвар€ столкнулась –еспублика  азахстан. —ильнее всего в результате беспор€дков и мародерства пострадал город јлматы, в котором с 22 по 27 ма€ будет проходить ћолочна€ ќлимпиада. The DairyNews следит за ситуацией: мы обратились к нашим экспертам и партнерам, чтобы узнать, как массовые беспор€дки в  азахстане повли€ют на молочную отрасль республики и самое главное Ч в какие сроки страна сможет восстановитьс€ после €нварских событий.
„итать полностью
 алендарь