ЅЋ»÷-ќѕ–ќ— ƒЋя Ё —ѕ≈–“ј. ќлег ћироненко, исполнительный директор Ќационального органического союза

»сточник: The DairyNews
Ќедавно The DairyNews писало о том, что компании "Ёконива" и ƒанон намерены выйти на рынок органической продукции. ѕервое молоко "органик" от "Ёконивы" мы можем увидеть еще до конца лета. –едакци€ пообщалась с директором Ќационального органического союза об особенност€х производства органического молока в –оссии.
ЅЋ»÷-ќѕ–ќ— ƒЋя Ё —ѕ≈–“ј. ќлег ћироненко, исполнительный директор Ќационального органического союза

- ¬озможно ли в –оссии развить более высокие объемы производства органического молока-сырь€? ќт чего это зависит?

- —ейчас количество производителей органического молока увеличиваетс€ быстрее, чем в других направлени€х органики. ¬ этот сектор приход€т инвестиции, каждый год стабильно по€вл€ютс€ новые игроки на рынке. —ейчас в это направление хот€т войти и достаточно крупные компании. Ќапример, компани€ ЂЁкоЌиваї планирует перевести часть своих предпри€тий на органическое производство, компани€ Ђƒанонї планирует перевод части своих предпри€тий на органические рельсы. »дет строительство крупной фермы в ћордовии. ѕо€вилс€ новый крупный производитель в ѕодмосковье Ц ферма Ђћ2 Ўульгиної в ¬олоколамском районе. ≈сть еще предпри€ти€, которые хот€т войти в это направление.

ќсновна€ проблема развити€ молочного сектора в органике - это отсутствие переработки. “ы можешь произвести органическое сырое молоко, но непон€тно, кто и как это будет перерабатывать. ¬тора€ проблема Ц кормова€ база. Ќа сегодн€шний момент база органических кормов отсутствует, производители вынуждены самосто€тельно дл€ себ€ производить корма, а если произошел неурожай, то возместить нужное количество кормов практически невозможно.

≈сть также вопросы, св€занные с развитием органической магазинной полки в как крупных и более мелких городах. “ам, где есть производители, полка еще более менее развиваетс€, где производителей нет, то и продажи скоропорт€щимис€ органическим продуктами практически отсутствуют. ¬ св€зи с малым количеством производителей ассортимент молочных органических продуктов на полке невелик, часто приходитс€ выбирать из 1-3 производителей.

ќтсутствие конкуренции делает товар на полке более дорогим.

≈ще сложности с лечением животных. ѕрепараты, разрешенные к применению в органике, поставл€ютс€ в основном из-за рубежа. ѕоэтому дл€ развити€ органического молочного производства нужно развивать в –оссии и это направление тоже.

-  акова, на ваш взгл€д, готовность отечественных производителей работать в юридическом поле прин€того закона об органической продукции?

- ¬ св€зи с тем, что вновь стро€щеес€ юридическое поле похоже на построение рынка органики в развитых странах, то у тех, кто уже прошел международную сертификацию, складывающа€с€ ситуаци€ особо вопросов не вызывает. —ложности у тех, кто только приходит на рынок, - не с соблюдением правил, а с тем, чтобы их пон€ть. —ейчас отсутствует консалтингова€ составл€юща€. ≈сли ты решил заниматьс€ молочным органическим животноводством, то практически единственным местом получени€ информации могут €вл€тьс€ те компании, которые уже имеют опыт в органическом производстве и продолжают заниматьс€ этим.

≈сть целый р€д вопросов, по которым пока ситуаци€ провисает. Ќапример, мы уже неоднократно говорили сегодн€, что основной провал с сертификацией. —ейчас существует только одна компани€ Ц Ђќрганик Ёкспертї - котора€ прошла аккредитацию. ј сейчас есть планы быстрого наращивани€ количества органических производителей. » может получитьс€ так, что этой компании-сертификатора просто не хватит физически.

¬тора€ сложна€ ситуаци€ св€зана со спецификой работы –осаккредитации. ≈сли вдруг у –осаккредитации возникнут сложности с Ђќрганик Ёкспертї, то не останетс€ ни одной компании-сертификатора, официально аккредитованной в –оссии, и рынок будет под угрозой срыва.

≈сть проблематика, св€занна€ с системой проверки сельхозпредпри€тий, которые переход€т на органику. —ейчас все требовани€ проверок выстроены под классическое производство, и эти требовани€ пытаютс€ перевести и на органику, в итоге предпри€ти€, наход€щиес€ в периоде конверсии, часто попадают на штрафы. ¬ качестве примера - когда вы работаете с полем, например, выращиваете кормовую базу, то у вас провер€етс€ состав почвы на предмет наличи€ или отсутствие тех или иных веществ Ц азота, фосфора и тп. ¬ классическом сельском хоз€йстве проблема решаетс€ просто: добавл€ютс€ нужные химические вещества, удобрени€. ¬ органическом производстве это невозможно. ” нас заложено пон€тие севооборота, когда определенные культуры дают почве нужные вещества. Ќапример, в почве не хватает азота, а азотосодержащие растени€ у вас запланированы к высадке на третий год.

ѕроблема складировани€ есть и у тех, кто занимаетс€ перевозкой. ќрганическую продукцию нельз€ хранить с традиционной. ј склады пока единые. ѕредставим теперь, что органически овощи поступили в магазин, и они лежат в одном холодильнике с органическими. «начит, они вберут в себ€ вредные вещества. ћы стараемс€ решать все эти вопросы до вступлени€ закона в силу.

-  ак вы оцениваете интерес со стороны переработчиков молока к выпуску органической молочной продукции?  аково число сертифицированных в –оссии переработчиков молока?  акие компании готовы начать выпуск органических линеек в этом году?

- — переработкой все т€жело. —егодн€ большинство производителей органического молока замыкают переработку на себе. Ќапример, компани€ Ђјгри¬олгаї вынуждена была поставить свой завод по переработке, потому что молоко некуда было сдавать, а сдавать органическое молоко как неорганическое Цпросто преступление.

Ќе могу сказать, что от переработчиков есть большой интерес. ≈динственный крупный переработчик, который выходил на нас с точки зрени€ развити€ этого направлени€, - это компани€ ƒанон. ќстальные занимаютс€ переработкой сами. Ѕолее мелкие компании, как Ёкоферма Ђƒжерсиї * алужска€ область), например, перерабатывают молоко в сыры. Ѕолее крупные компании развивают более широкую линейку Ц это и молоко, и масло, и кисломолочные продукты.  омпании, которые присутствуют на рынке глобально, пытаютс€ или договоритьс€ с р€дом крупных переработчиков, или начинают создавать свои молочные цеха. » здесь компани€ ЂЁкоЌиваї будет в ближайшее врем€ €рким примером того, как решать этот вопрос.

—ертифицированных компаний-переработчиков в –оссии пока нет, поэтому каждый производитель стараетс€ иметь свою переработку.

-  акова конкуренци€ на российском рынке, в частности, в органическом детском питании? — какими проблемами может столкнутьс€ компани€, желающа€ выпускать детское питание в органическом секторе?

-  онкуренци€ в этой сфере сейчас растет быстро. ѕроизводители детского питани€ €вл€ютс€ одними из самых активных интересантов в сфере развити€ органики. –€д компаний уже прошли сертификацию, например, ’ипп и Ќестле. —ейчас на стадии прин€ти€ решени€ компани€ ƒанон, котора€ тоже имеет свою детскую линейку.

Ѕольшое количество органического детского питани€ завозитс€ из-за рубежа, потому что есть спрос. Ќапример, из »талии, »спании, јвстрии, √ермании. ѕоэтому конкуренци€ больша€.

–€д крупных производителей детского питани€ задумываютс€ о том, чтобы построить предпри€ти€ в –оссии и производить продукцию здесь, а не везти из-за рубежа. ќсновна€ проблема с поставщиками сырь€ Ц с теми, кто не только имел бы органический сертификат, но и производил бы продукцию, по характеристикам подход€щую дл€ детского питани€. Ќапример, компани€ У’иппФ активно ищет поставщиков по всей –оссии, но, к сожалению, тех, кто соответствовал бы их требовани€м, можно пересчитать по пальцам одной руки. —ейчас ЂЁкониваї поставл€ет дл€ ’ипп м€со и овощи, Ђјривераї поставл€ет дл€ них также определенную линейку органического сырь€. “аких компаний мало, потому что дл€ производства детского питани€ требуетс€ соблюдение целого р€да достаточно жЄстких условий. Ќапример, если вы производите овощи или €годы, нужно иметь пункт шоковой заморозки, а также склады, где вы все это можете хранить, чтобы поставл€ть сырьЄ с определенной периодичностью.

„то касаетс€ молочной продукции, то € не знаю в –оссии ни одного поставщика, который бы предоставл€л продукцию дл€ детского питани€. ¬озможно, сейчас компани€ ƒанон даст нам первое органическое молоко дл€ этих целей.

¬озврат к списку

13.05.2021
¬чера премьер министр –оссийской ‘едерации ћихаил ћишустин обвинил производителей и ритейл в жадности, св€зав с этим рост цен на социально значимые продукты питани€.
„итать полностью
 алендарь