Артем Белов: Экономический эффект системы маркировки будет несопоставим с затратами на ее внедрение
Milknews: В отрасли проходит эксперимент по маркировке молочной продукции. Кто принимает участие в нем, и насколько репрезентативны будут его итоги?
Артем Белов: Союзмолоко изначально был готов участвовать в эксперименте, но затем было принято решение, что с 1 июля 2019 года обязательство по оформлению ветеринарных сопроводительных документов для молочной продукции в системе “Меркурий”. Введение двух систем, функционально дублирующих друг друга, на наш взгляд, является избыточной мерой, которая повлечет существенные затраты участников рынка, поэтому членами союза было принято решение отказаться от участия в эксперименте. Нам неизвестны реальные производственные площадки, которые включены в этот процесс.
В настоящий момент не утверждены методические рекомендации по проведению эксперимента и план-график проведения эксперимента. Именно они регламентируют проведение эксперимента и все взаимодействия его участников, без них полноценное проведение эксперимента лично нам не представляется возможным.
Кроме того, молочная отрасль не видит для себя возможности для участия в эксперименте по внедрению маркировки, так как все ресурсы в настоящий момент направлены на подготовку к предстоящему в ноябре расширению перечня продукции, подлежащей сертификации в “Меркурии”.
Milknews: В ЦРПТ сообщили, что нанесение цифрового кода маркировки протестировано на 65% упаковок на российском рынке молочной продукции. Как вы прокомментируете это сообщение?
Белов: Союзмолоко объединяет крупнейших производителей молока и молочной продукции, и на наших площадках не осуществлялся эксперимент и не проводилось нанесение.
Минпромторг и оператор эксперимента придерживаются позиции, что анализ целесообразности – это оценка технической возможности нанесения маркировки. На наш взгляд, такая постановка вопроса в корне неверна: таким образом можно нанести код хоть на лоб, это не значит, что это станет свидетельством необходимости вводить повсеместную и многомиллиардную маркировку людей. С таким подходом нельзя говорить о целесообразности новой системы.
К настоящему моменту ни Минпромторг, ни ЦРПТ не представили подробного анализа целесообразности введения маркировки для молочной продукции, в рамках которого осуществлялось бы сопоставление прогнозируемых позитивных последствий внедрения обязательной маркировки (уникальный вклад системы маркировки в сокращение объемов нелегального рынка) в стоимостном выражении с затратами всех сторон на внедрение и обеспечение функционирования системы.
Milknews: Почему вы считаете маркировку в молочном секторе избыточной мерой?
Белов: Система обязательной маркировки предназначена только для противодействия оборота контрафактной продукции. Доля контрафактной продукции (произведенной с нарушением прав на интеллектуальную собственность, в том числе торговую марку) на молочном рынке составляет 0,01%.
В то же время система ФГИС «ВетИС» позволяет противодействовать обороту как контрафактной, так и фальсифицированной продукции (произведенной с нарушение требований технических регламентов).
Фальсификат является основным типом нелегальной продукции на молочном рынке, его доля составляет около 4,5% от общего объема рынка. Учитывая объемы контрафакта на рынке, экономический эффект системы маркировки будет минимальным и несопоставимым с затратами на ее внедрение.
Milknews: Вы оценили единовременные и ежегодные затраты отрасли на внедрение маркировки. Каковы, по вашим оценкам, возможные потери от ее внедрения?
Белов: Внедрение дополнительной системы прослеживаемости потребует следующих новых затрат производителей молочной продукции в размере: капитальные затраты – 25 млрд. рублей на оборудование для нанесения маркировки, ежегодные затраты – 20 млрд. рублей, включающие в себя стоимость кодов маркировки для всей молочной продукции.
Таким образом, общие затраты в первый год составят 45 млрд. рублей. При этом чистая прибыль производителей в 2018 году составила 35 млрд. рублей.
Milknews: Какие последствия вы прогнозируете в случае введения обязательной маркировки молочной продукции?
Белов: Сегодня происходит процесс дополнительного нагружения бизнеса второй дублирующей системой прослеживаемости в условиях падающих доходов населения. Многие небольшие региональные предприятия балансируют на грани рентабельности, и для них введение новой затратной системы будет смертельно.
По нашим оценкам, новые дополнительные требования, которые возникнут для молочной отрасли в связи с распространением маркировки, негативно повлияют на внутренние процессы молочных производителей, сделав их менее эффективными, и создадут дополнительные барьеры, при этом не дадут никакого дополнительного эффекта для Правительства в части обеспечения прослеживаемости – поскольку эта прослеживаемость уже обеспечивается в рамках Меркурия.
Milknews: Верите ли вы, что бизнес сможет не допустить внедрения системы маркировки? Какую работу вы проводите в данном направлении?
Белов: Международная практика свидетельствует о том, что принятие решений о внесении продукции в список товаров для обязательной маркировки принимается традиционно при оценке экономических выгод от ее внедрения в сопоставлении с общими затратами и рисками для участников оборота. Тот же подход следует из положений законодательства Российской Федерации.
Также в соответствии с частью 2 статьи 3 Соглашения о маркировке в ЕАЭС, анализ целесообразности должен включать сведения о результатах, ожидаемых государством-членом от введения маркировки; иными словами - ожидаемые результаты или ожидаемый уровень достижения целей введения обязательной маркировки товаров средствами идентификации.
Ожидаемый уровень достижения целей от введения обязательной маркировки средствами идентификации в рамках анализа целесообразности должен сопоставляться с экономическими затратами на введение обязательной маркировки средствами идентификации.
Мы рассчитываем, что власти примут во внимание небольшую долю нелегального оборота на молочном рынке, низкий потенциал технологии маркировки для противодействия фальсификату и наличие действующей системы по обеспечению прослеживаемости молочной продукции, а также высокие затраты и риски введения системы маркировки. Союзмолоко считает, что от второй системы нужно отказаться.
Milknews: Подорожают ли молочные продукты в случае внедрения маркировки? Если да, то когда и насколько?
Белов: Безусловно, такие серьезные затраты не смогут не отразиться на себестоимости. Союзмолоко ожидает, что рост себестоимости производства готовой молочной продукции составит не менее 2,5–3% только на этапе перерабатывающего предприятия без учета затрат логистического и торгового этапов.
Источник: milknews.ru