02.10.2021

Комментарий эксперта

Валерия Родина, Исполнительный директор Союза производителей продукции на растительной основе
Валерия Родина, Исполнительный директор Союза производителей продукции на растительной основе:

— В первую очередь, важно понимать, какие компании на текущий момент формируют российский рынок растительной продукции. Сейчас можно выделить две категории. Первая – это производители, убежденные приверженцы ЗОЖ, веганы, вегетарианцы, которые приняли решение отказаться от мяса, молока, сыра и другой продукции животноводства. Они открыли свой бизнес с целью расширения ассортимента растительных продуктов питания. Другая часть – крупные высокотехнологичные компании, которые активно развивают научно-исследовательскую базу и внедряют передовые производственные решения. Их цель – создать «FoodTech» индустрию, которая может заменить привычные продукты питания.

Например, растительное мясо, которое сегодня по своим вкусовым характеристикам и текстуре, а также полезным свойствам не отличается от животного сырья, но относится к здоровому питанию. По имеющейся у нас информации, ожидается, что к 2029 году мировой рынок растительного мяса достигнет 140 млрд. долларов или 10%. В дальнейшем эта доля будет только расти.

Последние уже готовы к экспорту, многие компании уже имеют департаменты ВЭД, т.к. они обладают необходимыми мощностями для создания нужного объема продукции. Такие компании готовы к рискам и нацелены занять свою нишу на мировом рынке. Они более защищены в экономическом плане, т.к. диверсификация бизнеса создает некую финансовую подушку безопасности. При этом они готовы не просто поставлять уже разработанную продукцию, но и переориентировать производство под конечного потребителя, под запросы конкретной страны – будь то вкусовые предпочтения или требования к упаковке товара.

При этом небольшие компании также готовы экспортировать продукцию. Интерес с их стороны довольно большой. Здесь для компаний важно понимать эффективные схемы продвижения, меры поддержки государства, видеть гарантию выхода на рынки и рассчитывать риски.

Приоритетными направлениями можно считать Китай, Восточную Европы, Ближний Восток и Африку. Несмотря на рост потребления продукции на растительной основе в Европе и Северной Америке – регионах-лидерах по популярности этой категории продуктов питания – там конкуренция очень высока и пройти на эти рынки будет непросто. Тем не менее, с ростом технологий и расширением ассортимента продукции, российские производители могут составить конкуренцию в части качества и вкуса растительных продуктов.
В целом, наиболее перспективными для российских производителей является рынок Китая. Там самый высокий темп роста. Сегмент продукции на растительной основе в 2026 году составит 7 млрд. $, где 3,3 млрд. – растительное мясо, а 3,2 – растительное молоко.

Встать на зарубежную полку возможно. Существует множество механизмов продвижения российской продукции, финансовых инструментов и мер поддержки экспорта.
Если говорить о насыщенности зарубежного рынка, то рассчитать нехватку предложения, дефицит продукции пока невозможно. Есть спрос, он растет, производители успевают реагировать и наращивают производство. В этот процесс гармонично вливаются новые игроки, и реализовать свой потенциал получается у всех. Но это если мы говорим про Азиатско-Тихоокеанский регион и Европу. В Северной Америке очень высокая конкуренция, поэтому там найти место на полке российским производителям будет сложно. Союз производителей продукции на растительной основе планирует сделать сессию вебинаров для производителей по подтверждению соответствия растительной продукции требованиям зарубежных рынков. Целесообразно будет проводить отдельные семинары по наиболее привлекательным зарубежным странам с точки зрения экспорта растительной продукции.

С учетом введения Европейским Союзом трансграничного карбонового налога в перспективе нескольких лет, экспорт именно растительной продукции в Европейские страны станет достаточно выгодным, поскольку производство такой продукции, как правило, обладает незначительным накопленным углеродным следом и, соответственно, производители будут уплачивать минимальный углеродный налог или не платить его вовсе за счет реализации климатических компенсирующих проектов, а так же выпуска и продажи углеродных единиц на добровольном рынке.

Необходимо грамотно развивать оба направления, чтобы успеть занять свободные ниши на мировом рынке. При этом и сбавлять позиции на внутреннем рынке тоже нельзя, т.к. в России это молодой бизнес, потребительский спрос растет, а, значит, важно не упустить момент. Найти золотую середину непросто. Насколько экспорт выгоден или нет, зависит от конкретной компании, ее финансовых и производственных возможностей.

Важно понимать, что спрос на продукцию будет только увеличиваться – с ростом потребителей и их желания питаться здоровой и растительной пищей.
18.01.2022
Пожалуй, одной из инициатив, от которой Минсельхоз отказался в рекордно короткие сроки, стал проект постановления о внесении изменений в правила предоставления субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по выданным ими льготным кредитам для АПК. The DairyNews обратился к экспертам, чтобы узнать, какие изменения могло бы повлечь постановление в случае его принятия, как они оценивают текущую инвестиционную привлекательность отрасли и что именно могло подтолкнуть ведомства к отказу от дальнейшего рассмотрения инициативы.
Читать полностью
Календарь