Горячая тема
Война за стакан
Комментарий эксперта
Марина Петрова, генеральный директор "Petrova Five Consulting":
DN: На Ваш взгляд, какова ситуация с потреблением молока в России?
Россия по объемам потребления молока и молочных продуктов существенно отстает от развитых стран, где потребление в перерасчете на молоко составляет 320-340 кг/человека в год, что соответствует медицинским нормам, в то время как в России этот показатель равен 239 кг/человека в год.
Я считаю, что рост объемов потребления молока как базового продукта питания возможен только с началом восстановления экономики, когда кроме потребления традиционного молока будет расти спрос и на такие нишевые продукты, как растительное молоко.
Стоит отметить, что тенденция замены животного молока растительными аналогами (соевое, овсяное, рисовое) дошла и до России, но пока не получила широкого распространения. Многие потребители, отказавшиеся от употребления продуктов животного происхождения по этическим или религиозным убеждениям, стали заменять молоко животного происхождения на растительное, несмотря на его более высокую стоимость. Поэтому при увеличении доходов потребителей этом сегменте возможен дальнейший рост.
DN: Какие тенденции стоит ожидать в отношении потребительского спроса на молочные продукты?
С одной стороны, спрос на молочные продукты сегодня находится в ситуации ограниченного предложения, ведь даже после введения эмбарго часть молочной продукции не была замещена и на нее существует скрытый спрос. А с другой – в ситуации экстремально сниженного спроса.
В ближайшее время спросом будут пользоваться продукция и бренды стабильного качества, а также продолжится увеличение спроса на недорогие продукты. Также я полагаю, что доля СТМ в портфеле сетей продолжит возрастать
DN: Как в России можно влиять на рост потребления молока?
На потребление молока, главным образом, влияет экономическая ситуация в стране. Сокращение доходов населения в последние 3 года привело к сокращению потребления и для того, чтобы ситуация начала меняться, необходимо развивать социальные программы. Например, выдавать молоко малообеспеченным слоям населения, вводить программу «Школьное молоко» во всех регионах страны или включать молокосодержащие продукты в рацион военнослужащих.