21.08.2020

Комментарий эксперта

Александр Поляк, член совета РСПМО (Молочный союз России)
Александр Поляк, член совета РСПМО (Молочный союз России) :

Тенденции на рынке
Первое - цена на сырое молоко будет медленно расти. В какой-то момент этот рост может остановиться, но пока я вижу только тенденцию к постепенному повышению цен – на 50 копеек - 1 рубль на разных хозяйствах (уровень к июлю). Мы видим, что с одной стороны, рынок насыщен, а с другой идет борьба за молоко, заводы боятся потерять сырьевую базу, идет перераспределение рынка. Игроки борются за присутствие в сетях, постоянно внедряются акции. Картина на фоне стагнирующего рынка весьма специфическая.

Потребление
Потребление молока пока не упало, но есть ощущение, что в четвертом квартале оно будет снижаться. Основной фактор – экономический кризис. Рассмотрим, почему потребление не упало изначально. Люди не выезжали за границу в таком количестве – по данным Таможенной службы, в прошлом году за второй квартал баланс между приехавшими и уехавшими составлял около 5 млн. человек, а за третий квартал – 5,6 млн. В этом году баланс во втором квартале составил всего 100 тысяч – все остались здесь. Это не дало упасть рынку потребления. Еще один интересный фактор - с моей точки зрения, люди были обеспокоены своим здоровьем, и они ассоциировали молочную продукцию со здоровым питанием – поддерживали ей свою иммунную систему. Эти параметры не дали рынку провалиться, несмотря на снижение ВВП, зарплат, потерю рабочих мест. Накопления в среднем у людей примерно на три месяца, а что будет дальше – увидим , если будет вторая волна коронавируса. Пока молочный рынок благополучно пережил эти полгода, гораздо лучше даже самых оптимистичных прогнозов. Но я ожидаю, что потребление молочной продукции немного просядет – от 1 до 2%. Нужно учесть, что это достаточно длительные процессы – с момента сокращения рабочих мест до момента сокращения потребления продуктов питания проходит какое-то время.
Я не ожидаю сильного роста цен на сырье, поскольку Россия и Беларусь плюсует по производству молока. Баланс Беларуси и России – порядка миллиона тонн в год. А потребление точно не растет, соответственно в какой-то момент наступит пересечение двух кривых( потребления и производства сырья) – по товарам класса сухого молока или масла появится излишек, потому что большой объем уходил в избыточное производство. Беларусь прибавила за 7 месяцев 9,5 тыс. тонн по сухому молоку – это довольно много, порядка 12%. Россия также прибавила порядка 10 тысяч тонн, и до конца года производство не сократится (на коров происходящее никак не влияет). Беларусь до конца года произведет еще 45-50 тыс. тонн сухого молока, которые должны быть также куда-то проданы. Россия также наращивает объемы производства. Таким образом, намечается избыток сухого молока, пусть сейчас его пока и не видно. Но эти факторы, так или иначе (при слегка падающем потреблении) скажутся в виде снижении цен на биржевые товары.

Каковы факторы нужно иметь во внимании при тактическом планировании?
В ближайший год я бы рекомендовал производителям очень аккуратно делать запасы, и точно не задирать цены на сырое молоко – они и так выше прошлогодних, но в 2019 году и не было экономического кризиса. Я бы рекомендовал очень аккуратно себя вести при закупках. Цена сейчас комфортна для всех – как для производителей, так и для переработчиков. После борьбы за молоко (а вдруг не хватит) инициаторы и участники борьбы просто зафиксируют убытки. В такие моменты нужно очень сбалансировано делать запасы, и очень аккуратно вести себя в конкуренции за сырье. Рынок уже дважды был в панике за очень короткий срок – в апреле и в июле. По сухому молоку мы видим, как цены подскакивают с 180 до 220 рублей, падают до 160, опять подскакивают до 200, падают до 185 за очень короткое время. Это паника. Главное, чтобы это не передавалось на сырьевой рынок, это может привести к убыткам в промышленности.

О тенденции к укрупнению

Этот тренд естественный. Монополизма не будет, мы видим, что крупнейшие компании (как PepsiCo и DANONE) не обладают монополиями на рынке. Более того, мы видим, что рынок лет 7-8 назад был гораздо более консолидирован, чем сейчас. Появились новые очень крупные игроки (КОМОС, Вкуснотеево). Страна большая, работает много региональных заводов, полного поглощения не случится. Ожидаю, что будут несколько десятков крупных компаний. Это не будут гиганты, они будут иметь примерно по 5-10 заводов. При дальнейшем увеличении их количества стоило бы задуматься о вопросах управляемости, планирования, общих ресурсов, рисков. Наша страна огромна, она находится на огромных логистических пространствах, и консолидировать их всех – сомнительно, что удастся.


23.09.2020

О чем молчит маркировка?

По данным оператора ЦРПТ - 6088 компаний зарегистрировалось в пилотном эксперименте по внедрению системы маркировки “Честный знак" в молочной отрасли. Подавляющее число участников - предприятия торговли. Пилот продлится до конца 2020 года, а уже 20 января 2021 года маркировку предполагается сделать обязательной для ряда категорий. The DairyNews поговорило с участниками эксперимента и теми, кто только задумывается в него войти и выяснило текущую ситуацию.
Бакчарский фермер, СППК
Адрес:  Томская обл., Бакчарский район, д. Вавиловка, ул. Пролетарская, д. 7 
 
Ремесленная сыродельня "СырогонЪ"
Адрес:  Владимирская область, Петушинский район, г. Петушки 
 
Маташков В.А. ИП
Адрес:  Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Сибиряков-Гвардейцев, 308 
 
Колхоз им. Куйбышева (Башкирия)
Адрес:  Башкортостан респ., Илишевский район, с. Нижнечерекулево, ул. Советская, д. 28