Комментарий эксперта

Михаил Мищенко, директор Центра изучения молочного рынка (DIA)
Михаил Мищенко, директор Центра изучения молочного рынка (DIA):

— Проблема в том, что вопрос идентификации обсуждается уже очень долго. К сожалению, этот момент не выгоден многим людям, многим участникам, как со стороны государства, так и со стороны рынка. Потому что всем нужно показывать свои достижения, а благодаря правильному учету достижения часто показать нельзя.

Один из спикеров на мероприятии “Молочный мост” в октябре сказал: если есть возможность корректировки данных, это всегда очень плохо. Если мы собрали данные, мы не должны их корректировать. У меня есть сомнения, что в этом вопросе что-то сдвинется с мертвой точки, — это первое.

Второе. Идентификацию животных, на самом деле, сделать очень просто. Ее можно сделать так же, как идентификацию транспортных средств. Это очень четкая параллель. У нас, допустим, коров 5 млн, а всего КРС — 20 млн. Машин — 50 млн.

Не нужно никого субсидировать и не нужно никого дотировать – государство не должно выделять деньги на распил. Здесь все очень просто. На этом государство зарабатывает, на транспортных средствах. Водитель купил автомобиль, что он должен сделать в течение 10 дней? Поставить автомобиль на учет! Соответственно, он получает железный номер и пластиковую карточку ТТС. Даже компьютер тут не нужен. Без компьютеров эти вещи решались, если вспомнить систему сороковых годов. Все просто, мало того – водитель платит за это деньги!

Я не понимаю, на что нужны сотни миллионов рублей. Нужно создать программу и поставить жесткие условия, что, допустим, система учета работает по аналогии с номерами машин. Понятно, что есть доля транспортных средств, которая не учтена. Но эта доля очень маленькая, попробуйте покататься на такой машине и попасться сотрудникам ГИБДД – и она тут же будет оштрафована и помещена на спецстоянку. Все просто! Это можно было сделать уже очень-очень давно.

Должно быть просто четкое правило: если животное не идентифицировано, оно подлежит уничтожению. Тут, конечно, тоже могут быть возможные коррупционные схемы. Но я ставлю себя на место фермера – не важно, ЛПХ или КФХ – любого собственника. Что мне проще: заплатить официально деньги государству за учет или давать взятки? Однозначно, если система работает просто и понятно, я пришел, поставил на учет, получил бирку и ушел. Это не проблема. Все страны бывшего соцлагеря, ныне европейские, уже давно эту проблему решили. Уже давно эта проблема решена везде, она не решена только у нас. Почему? Потому что это людям выгодно. Тем, кто распиливает бюджеты. Это выгодно при формировании политики субсидирования, это выгодно при учете своего внутреннего поголовья. Это многим вы-год-но. О государстве здесь никто не думает, а государство может здесь не тратить деньги, а хорошо зарабатывать.

Если бы была внедрена эта система идентификации, наша работа, аналитическая работа, строилась бы в другом ключе. Однозначно мы получили бы другие цифры – и это еще одна причина, почему никто не вводит эту идентификацию.

У нас есть “Меркурий”. “Меркурий” якобы призван был все посчитать. И что, и где это все? У нас ничего нет, мы в итоге не владеем этими цифрами. Кто ими владеет? Почему они не опубликованы? Это был бы классный аналитический инструмент, не нужно было бы задавать большое количество вопросов, мы решали бы очень много проблем. Мы решали бы проблемы со здоровьем животных – когда у тебя идентифицированное стадо и кто-то заболел, мы можем сразу это учесть: кто, как болеет, чем болеет и так далее. Мы знали бы более подробную информацию о генетическом потенциале. Ведь в эту базу данных можно очень много чего вносить.

И для этого не требуется много денег. Для этого требуется просто политическая воля. На это нужно денег значительно меньше, чем тратится.



30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью