13.04.2020

Комментарий эксперта

Кирилл Чечин, исполнительный директор ООО «КОМОС ГРУПП»
Кирилл Чечин, исполнительный директор ООО «КОМОС ГРУПП»:

DN: Какие изменения фиксируете вы в производимых категориях? Что покупается больше всего?

Действительно, с середины марта мы наблюдали ажиотажный спрос со стороны федеральных сетей: заявки по многим товарным категориям, например, на молоко, возросли в два-три раза. 

Временное увеличение спроса было прогнозируемым: принятые правительством в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции ограничительные меры потребители восприняли как потенциальный риск. Люди начали запасаться продуктами впрок, поскольку решили, что у них какое-то время у них не будет возможности посещения магазинов. Кроме того, мотивирующим фактором также послужила неопределенность временных рамок введенного карантина. 

Единственное направление, где спрос превысил все ожидания – это производство мясных консервов. Одно из наших предприятий, производящее тушенку, – ООО «Восточный» за неделю реализовало четырехмесячный объем продукции. 

DN: Как вы считаете, какие виды молочной продукции будут наиболее востребованы  в ближайшие полгода?

Ажиотажный спрос на продукцию в магазинах федеральных сетей продолжался недолго; буквально через пару недель мы отметили постепенное снижение спроса до стандартных показателей. Сейчас основной рост потребительского спроса мы наблюдаем в магазинах в формате «у дома», так как передвижение людей отчасти ограничено. Сегодня структура продаж немного сдвинулась в пользу категорий «фреш», поэтому наши предприятия, производящие такие продукты, работают с максимальной загрузкой. Вероятнее всего, в ближайшее время такая тенденция сохранится, и на полках магазинов будут преобладать продукты именно этой категории, причем это касается товаров не только молочного сектора. 

DN: Как сегодня складывается ситуация с поставками? Сталкивается ли компания  с логистическими проблемами из-за режимов самоизоляции в регионах?

Ожидая увеличения потребительского спроса, торговые сети формировали повышенные товарные запасы. Как следствие, практически все наши площадки отгрузили максимально возможные объемы продукции. Стоит отметить, что на первом этапе, во время ажиотажного спроса, произошло достаточно серьезное изменение в структуре каналов сбыта в сторону продаж в гипермаркетах. В связи с вынужденными каникулами школ и детских садов почти полностью остановлен канал госзакупок. Также прекращены поставки в сегмент HoReCa по причине закрытия ресторанов и кафе. 

Что касается логистики, то действительно, в период пикового спроса мы испытывали некоторые затруднения, связанные с нехваткой транспорта, так как нагрузка на логистические центры и на нашу транспортную компанию увеличилась до 40%. Мы выявили незначительное снижения уровня сервиса для федеральных сетей с 97% до 82% в период активного спроса. 

Положительным фактором стало то, что границы регионов не были закрыты, поэтому  ни одна из 2,5 тысяч машин, отправленных за последний месяц с продукцией за пределы Удмуртской Республики в условиях карантина в магазины федеральных сетей, не была остановлена, и все грузы были доставлены вовремя. На текущий момент показатель сервиса стабилизировался до уровня стандартного в 97-98%.

Что касается экспорта, то в феврале-марте, до введения жестких ограничительных мер, компании удалось успешно завершить запланированные к тому моменту отгрузки, в частности, 120 тонн мясной продукции ООО «Восточный» было отправлено в Монголию. 10 апреля с Пермского хладокомбината «Созвездие» в Китайскую Народную Республику была отправлена партия мороженого общим весом 26,2 тонн. В состав партии включен пломбир под брендом «Село Зелёное» в брикетах, контейнерах и эскимо в ассортименте. 

Тем не менее, компания внесла определенные коррективы в экспортную деятельность холдинга на первое полугодие 2020 года и временно приостановила отгрузки некоторых видов продукции – например, молока и яйца до выравнивания санитарно-эпидемиологической ситуации в России и в мире, несмотря на активные запросы от иностранных торговых сетей. 

Были некоторые опасения по поводу взаимодействия с нашими зарубежными партнерами, так как часть сырьевых компонентов, а также упаковочный материал, закупаются компанией за рубежом. Мы не исключали логистических сбоев и проблем, связанных с закрытием границ территорий, поэтому благодарим наших иностранных коллег за оперативность и понимание – все необходимые материалы были доставлены нам без задержек. 

DN: Может ли «КОМОС ГРУПП» нарастить производство социальных категорий при необходимости?

Кратное увеличение объемов производства по социальным продуктам в данный момент не представляется возможным, так как большинство предприятий компании и до введения карантинных мер работало практически на 100% мощности. Более вероятным кажется вариант незначительного структурного изменения ассортиментного портфеля. 

Руководство агрохолдинга выражает уверенность в том, что через некоторое время ситуация на внутреннем и внешнем рынках стабилизируется, и показатели потребления всех товарных категорий выровняются.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью