Горячая тема
«Считать мы стали раны»: как молочная отрасль пережила карантин
Комментарий эксперта
Джон Кописки, директор ООО “Рождество”:
- Наше молочное хозяйство "Рождество" работает стабильно. Три месяца назад открылась новая сыроварня. Предыдущая работала шесть лет.
Мы сегодня перерабатываем в одну смену 6-7 тонн молока. 20% производится молочной продукции, 80% - сыр.
Первые месяцы мы выстраивали баланс в производстве, в помещениях для хранения. Сейчас процесс отлажен.
Склады в распоряжении сыроварни - на 40 тонн сыров. Мы бы хотели расширить помещения для хранения, поскольку увеличили производство сыров с более длительной выдержкой - теперь мы выпускаем сыры со сроком созревания 10 недель, вместо 6 недель. Такие сыры более востребованы покупателями.
DN: Сталкиваетесь ли с какими-то трудностями?
- Все более-менее стабильно. В нашей области нет бюджета для строительства сыроварен, но нам был выделен кредит на очень хороших условиях для закупки оборудования Вложения в новую сыроварню - это в большинстве собственные средства и небольшой кредит 9 млн. рублей от Россельхозбанка. Общая стоимость вложений - 50 млн. рублей.
DN: Карантин отразился на реализации?
- Да, поскольку магазин был закрыт в связи с ограничениями из-за коронавируса.
Понемногу реализация восстанавливается. Открывается наш главный магазин. Да, все могло бы быть и лучше чем есть сейчас, но, могло быть и хуже! С ростом производства сыров мы планируем открыть магазин в Москве.
Что касается ассортимента - мы рассматривает расширение линейки мягких сыров. Мы не будем варить такие сыры как халлуми или чечил, потому что я не понимаю их вкуса.
DN: Какие ожидания от рынка?
- Пока рано говорить о том, что будет. Конечно, экономическая ситуация сложилась так, что есть проблемы с покупательской способностью. Но наш основной клиент - средний и бизнес-класс, продолжает покупать сыр. Продажи стабильны, к тому же сейчас в разгаре дачный сезон. Мы надеемся, что все будет нормально.
Мы строим бизнес на поколения: средний сын и младший сын работают в хозяйстве. Я рад, что бизнес становится семейным.
DN: Пять лет назад вы думали продавать бизнес.
- Да, потому что дети не думали даже заниматься этим. Но сегодня им это нравится, и бизнес довольно стабилен.
DN: Молочное животноводство без переработки привлекательно?
- В России есть дефицит сырого молока. Сейчас я даже готов был бы построить еще одно хозяйство, не проблема сегодня получить кредит, есть опыт.
Молочный бизнес должен быть долгосрочным и эффективным. Если вы эффективны, то в долгосрочной перспективе у вас хорошие возможности.
Переработку выгодно развивать с большими объемами. У нас узкая ниша - эко-продукты. Большие объемы - мне не интересны. Если перерабатывать 50 тонн молока и больше, то нужно строить бренд, а это другие средства и силы.