12.03.2021

Комментарий эксперта

Александр Поляк, член совета Молочного союза России (РСПМО)
Александр Поляк, член совета Молочного союза России (РСПМО) :
На повышение стоимости молочных продуктов на полке влияют два фактора. Первый– это прошлогоднее удорожание сырья. Не все сети сразу принимали повышение цены от заводов и многие компании подняли цены только с января. Второй – это продолжение удорожания сырья из-за роста цен на корма. Они в свою очередь подорожали из-за большого объема экспорта зерна и шрота, а мировые цены выросли. Это такая цепочка. То есть на самом деле именно экспорт повлиял на стоимость кормов и соответственно на стоимость сырья. С одной стороны, экспорт для страны – это плюс, а с другой – приводит к вот таким отрицательным результатам.

По сравнению с 2019 годом в 2020 году среднее повышение цены на сырье составило 1,5-2 рубля. Для потребителей такое изменение выливается в 7-8%.
На самом деле, повышение цены на полке сейчас сложно оценить. По данным, Dairy Trader, за счет постоянных акций средняя цена на молоко в торговых сетях, по сравнению с 2019 годом, не увеличилась, а уменьшилась. Если в декабре 2019 стоимость молока на полке составляла 52,5 рубля, то в декабре 2020 года его цена составила 51,2 рубля. Чтобы корректно оценить уровень изменения цен на молочку, надо следить за ценой всей молочной продуктовой корзины. Например, стоимость сыров на полке выросла на 5-7%.

В период коронавируса спрос на молочные продукты остается стабильным. Сейчас не чувствуется реального резкого повышения цен. Пока об этом только говорят. Экономика в России, так же, как и по всему миру, нестабильна. По статистике Сбербанка, в ноябре 2020 года средний уровень выплат заработной платы жителям нашей страны сократился на 7% к аналогичному уровню 2019 года. В связи с этим, если будет наблюдаться резкий скачок цен, спрос на молочную продукцию упадет.

В настоящий момент увеличивается стоимость сухого молока. Цены на сырье остаются на одном уровне, а в некоторых регионах даже упали. Не думаю, что они вырастут, потому что, если они увеличатся хотя бы еще на 1 рубль, то не будет возможности производить сыры по той цене, которая есть сейчас. Поэтому не думаю, что к лету цены вырастут.

Сейчас наблюдается баланс между уровнем доходов и стоимостью молочных продуктов на полке. Каждый уровень доходов ведет к изменению баланса рынка. Если помощь от государства будет, то на рынке будет наблюдаться либо стабильность, либо медленное увеличение его объемов. Если компенсации доходов не будет, то откуда люди возьмут деньги?

Есть некий баланс: люди не ездят в отпуска, границы вообще закрыты, - а это достаточно положительный фактор для сбыта продуктов (но не для людей). Как только их откроют, баланс потребления сразу изменится, так как у людей денег не много.

Я сторонник регулирования наценки. В торговых сетях наценки на сыры и масло составляют от 50 до 100%. Если производитель сырья имеет доходность от 10 до 20%, переработчик – 5-7%, максимум 10% , то торговые сети – до 100%. Это происходит из-за фактической монополии, так как у нас существует всего 5-6 сетей. То есть не хочешь продавать в сетях – ничего не продашь. И, на самом деле, с моей точки зрения, не регулирование цен, а регулирование наценок, если бы оно было – являлось бы очень серьезным плюсом.

В очень многих странах регулируются наценки на базовые товары, а молоко – это абсолютно базовый товар. Нельзя переводить молочные продукты в разряд деликатесов (по цене). Мне не очень понятно, как работает государственная политика сдерживания цен. Регулировать наценки – это одно, а сказать: «Цены, стой, раз- два!», - это как? Что должны сделать люди? Чтобы регулировать цены, государство должно регулировать себестоимость продукции. Но как это делать – непонятно. То есть с точки зрения социума – это должно быть положительно, но инструмент регулирования – не понятен. Невозможно сказать: «Давайте, растительное масло будет стоить 100 рублей», особенно если его себестоимость составляет 100 рублей. Что с этим делать? Зато ограничение наценок в сетях вполне возможно и довольно просто контролируется через НДС.
07.06.2021
Прошла неделя с момента старта обязательной цифровой маркировки молочной продукции. Первыми в систему вошли производители сыров и мороженого. В преддверии 1 июня в отрасли было много разговоров о том, успеют ли производители присоединиться к процессу в срок?
Читать полностью
Календарь