14.02.2018

Комментарий эксперта

Лидия Михеева, Ольга Ельцова, эксперты молочной отрасли Казахстана
Лидия Михеева, Ольга Ельцова, эксперты молочной отрасли Казахстана:

В начале 2018 года приняты изменения в указанный регламент, однако многие  наши предложения не были учтены, при этом разработчиками не представлялись достаточно убедительные, корректные обоснования.

В изменениях фактически к действовавшему ранее термину «молокосодержащий продукт» добавлены слова «с заменителем молочного жира», но его определение оставлено без изменений и введен еще один термин «молокосодержащий продукт» с новым определением и никакими конкретными особенностями при его маркировке.

В замысловатом определении второго вновь введенного термина значится, что в числе немолочных компонентов не допускаются:

  • жиры немолочного происхождения, вводимые в состав как самостоятельный ингредиент;

  • немолочные белки, используемые для замены молочного белка.

Это практически на предприятиях и не делалось.

По нашему мнению, если исходить из принципа, «что не запрещено, то разрешено», следует, что в завуалированной форме допускаются в качестве замещения молочного жира любые жиры и растительного и другого происхождения, без какого-либо ограничения их количества, а также немолочные любые белки как самостоятельный ингредиент.

Требование же содержания массовой доли сухих веществ молока только не менее 1/5 части (20%) в готовом продукте (это и жир, и белки, и углеводы) никак не может характеризовать такой продукт, как имеющий что-то общее с молочным. При том, если в определении молокосодержащего продукта с ЗМЖ дается ссылка на общую с молочными продуктами технологию, а продукты имеют аналогичные с молочными органолептические и физико-химические показатели, то в определении вводимого нового молокосодержащего продукта этого нет, так какое отношение они имеют к молочной продукции? Даже не известно, какого происхождения будут остальные 80% сухих веществ, вообще какая природа этих продуктов.

Отметим, что в разъяснении к международному Общему Стандарту 206/2009 подчеркивается, что «он разработан для уточнения и руководства по правильному использованию терминов, которые повсеместно идентифицируются с молочными продуктами с тем, чтобы потребители во всем мире имели четкое представление о том, какой вид продукта они покупают и потребляют».

Известно, что в составе продукции многих отраслей используются молочные составляющие и с большей долей сухих веществ, но не относятся же они к молочным!

Фактически, под видом молочной продукции, вводя в заблуждение и обманывая потребителей, предоставляется возможность получать неизвестно какой продукт, и то, что называлось фальсификатом, будет легализовано, но для потребителя это все равно останется фальсификатом.

Получается, что, с одной стороны, достигается цель накормить население «молочной продукцией», не напрягаясь развитием животноводства, без увеличения поголовья коров и полученного от них молока, а, с другой стороны, лоббировать интересы поставщиков немолочного сырья, в первую очередь пальмового масла. При том, если требования к молокосодержащим продуктам с заменителем молочного жира ужесточены, то не известно, как будет информирован покупатель просто молокосодержащего продукта с указанным ранее широким арсеналом подмены.

Важно и то, что методы исследования наличия немолочных компонентов длительные, дорогостоящие, масштабная проверка достоверности маркировки продуктов практически не доступна, при том проверять необходимо не только готовую продукцию, но и используемое сырье – сухое молоко, молочные жиры и даже молоко от сельхозпроизводителей. При сложившейся ситуации конкурировать настоящим молочным продуктам с их замещающими из дешевого немолочного сырья трудно по уровню цен и на рынке они будут вытесняться (создается барьер в их торговле) тем более, что маркировка плохо читаемая при ее объеме на малой площади, а торговая сеть в своей информации-ценниках указывает наименование молочного продукта и цены практически выравниваются, несмотря на значительно меньшие затраты на сырье.

Подробнее.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

22.01.2019

НДС-20%: что думают молочники?

Большинство крупных производителей отказалось обсуждать увеличение НДС до 20% с января 2019 года, однако ряд участников рынка высказал свою точку зрения о влиянии фактора НДС на отрасль. Подробнее - в материале The DairyNews.
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Юргинский аграрий, ООО
Адрес:  Кемеровская обл, Юргинский район, с. Проскоково, ул. Совхозная, д. 2 
 
Ферма Рябцево, ООО
Адрес:  Калужская обл, Малоярославецкий район, д. Песочня 
 
Агрофирма «Жуковская», ООО
Адрес:  Калужская обл, Жуковский район, с. Высокиничи, ул. Ленина, д. 1