20.04.2018

Комментарий эксперта

Андрей Блинов, директор АО «Племзавод Ярославка»
Андрей Блинов, директор АО «Племзавод Ярославка»:

- На мой взгляд, молочная отрасль имеет две крупные проблемы. Первая – профицит сухого молока и слабо контролируемый импорт молока и молочной продукции, а также контроль качества. Крупные предприятия-переработчики молочной отрасли по-прежнему используют достаточно высокую долю сухого молока в производстве своей продукции. Насколько мне известно, сейчас Минсельхоз рассматривает законопроект в этой связи: переработчикам с высокой долей использования сухого молока дан определенный период времени на ликвидацию запасов. Предприятия постепенно снижают закупку сырого молока, в основном используя сухое, чтобы сократить его запасы и в итоге не получить штраф после вступления в силу закона. Вторая проблема – присутствие крупных агрохолдингов – крупных игроков рынка, которые влияют как на цену молока, так и на цену другой сельскохозяйственной продукции и могут маневрировать в рамках более широкого диапазона цен.

Традиционно цена на сырое молоко начинает идти вверх осенью и достигают своего пика в декабре. Исключением стал 2017 год (тенденция которого продолжается и сейчас), когда в декабре цены не выросли, а напротив, в некоторых регионах даже снизились. В особенности это коснулось субъектов с высокой сезонностью производства. В 2017 году в РФ сложилась ситуация, которой не было никогда ранее в молочной отрасли: прирост товарного молока составил около 2-3% в целом по России, а в отдельных регионах (таких как ЦФО) прирост достиг 6-7%. Это происходит на фоне снижения реальных доходов населения (-) 1,4% в 2017 году по сравнению с 2016 годом и снижения потребительской способности. Сейчас запасы готовой продукции и сухого молока достигли определенного пика, и крупные компании-переработчики снизили цену сразу на 2-4 рубля, в итоге сельхозтоваропроизводители оказываются зажатыми в больших количествах собственных издержек.

Класс производителей молочной отрасли – сложнейший механизм, который непросто наладить, если есть трудности. Еще одна ключевая проблема отрасли – абсолютная невозможность прогнозирования своих затрат и доходов. Те, кто производит только молоко как сырье без переработки, не могут реализовать его гарантировано по какой-то определенной цене. Все сливки снимает тот, кто имеет больший доступ к информации, к Правительству – крупные агрохолдинги, например. Объективную картину ситуации на молочном рынке представить невозможно. На уровне Правительства идет лоббирование интересов, которое никоим образом не связано с грамотным развитием молочной отрасли. Если бы не санкции, наш экономический блок обвалился бы окончательно. Надеемся, что новое Правительство примет меры, иначе мы долго не протянем.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

18.02.2020

Маркировка молока: последние данные

29 февраля завершится эксперимент по маркировке готовой молочной продукции. Официально он длится с 15 июля 2019 года. Однако, учитывая, что методические рекомендации к нему были разработаны четыре месяца спустя и приняты лишь в середине ноября. За ничтожно короткий срок для большинства молочных предприятий стало очевидно лишь одно - программа не доработана, стоимость внедрения чрезвычайно высока. И вот уже сегодня эксперимент предлагают продлить, а обязательную маркировку отсрочить. Последние данные по ситуации - в обзоре The DairyNews.
Усятское молоко, ООО
Адрес:  Алтайский кр., Бийский район, с. Усятское, ул. Сростинская, д. 1 
 
Латыпов Тимур Янович, КФХ
Адрес:  Республика Башкортостан, Кушнаренковский район, Старокурмашевский, д Ибрагимово 
 
Нигей Никита Сергеевич, КФХ
Адрес:  Омская область, Омский район, Красноярский, д Нижняя Ильинка 
 
Невельконсервмолоко, ОАО
Адрес:  Псковская обл., Невельский район, г. Невель, ул. М.Маметовой, д. 7