Горячая тема
Ну а навоз и ныне там
Комментарий эксперта
Николай Перов, технолог:
На процессе навозоудаления повсеместно экономят. Практически не встречал хозяйств, где было бы все сделано по правилам. Как ни странно, больше порядка на старых фермах привязного содержания, где используют наклонные транспортеры. Навоз вывозят в старые хранилища, он отлеживается свой срок и здесь возникает проблема. С точки зрения технологии минеральные удобрения использовать эффективнее, чем органику. И остается этот навоз в кучах.
У многих современных комплексов другая проблема - они вывозят свежий навоз на поля. Это тоже нарушение.
Необходимо четко различать юридическую и технологические проблемы. Юридическая заключается в том, что со стороны прокуратуры есть положение о лицензировании работы с навозом, а с другой стороны есть письмо Минприроды, в котором обозначают, что если навоз используется для своих нужд, то лицензия не нужна. Думаю, что несколько прецедентов расставят точки над i.
Вопрос о лицензии на навоз я поднимал полтора года назад. И предлагал как решение - кооперацию. То есть создание кооперативного предприятия, которое будет работать с этими отходами.
Уверен, что просто отпихнуться от этой проблемы не получится и хозяйства должны готовиться вкладывать деньги в технологии утилизации навоза. Современное развитие экологии не допустит других толкований. Но важно не наступить на те грабли с которыми столкнулись при развитии молочного скотоводства. Большинство западных технологий не рассчитаны на низкие температуры воздуха в зимнее время, поэтому слепо их копировать опасно.
Для меня лично сложившаяся ситуация интересна. Технологии использования глубокой несменяемой соломенной подстилки упрощают утилизацию навоза. Но она не везде применима, и тогда стоимость переработки становится высокой.
С момента постановления о лицензировании навоза стал обращать внимание на установки по производству биогаза. Пока очень дорого, и отсутствует рынок получаемых удобрений, а сам газ полностью не востребован.
Вывод следующий - ждем прецедентов по лицензированию работы с навозом и планируем инвестиции в его переработку.