11.06.2020

Комментарий эксперта

Кирилл Чечин, исполнительный директор “КОМОС ГРУПП"
Кирилл Чечин, исполнительный директор “КОМОС ГРУПП":

Текущий курс национальной валюты – это, наверное, одна из самых обсуждаемых тем сегодня по двум причинам. Во-первых, любой инвестиционный проект, запуск нового производства или его модернизация тем или иным образом связаны с приобретением оборудования, в том числе и за валюту. Естественно, чтобы оставаться эффективным на рынке, необходимо покупать лучшее оборудование, а оно, к сожалению, в основном импортного производства. Поэтому сегодня наша основная задача – это пересмотр как уже реализованных, так и запланированных инвестпроектов – а их немало, на предмет их возможной окупаемости. Мы хотим в следующем году удвоить производство сыра, увеличить на 30% производство молока. Нам это по силам, но любой проект, который мы запустили в прошлом году, сегодня автоматически становится дороже. Это влечет определенные экономические проблемы. Во-вторых, в структуре себестоимости товара весомую долю занимают импортные упаковочные решения, какие-то компоненты товара. И если в яичной категории эта доля составляет всего 8-9%, то в ряде молочных категорий достигает 50%. Есть над чем задуматься. 

Рынок в России уже давно регулирует себя самостоятельно, поэтому, вероятно, всё будет зависеть от баланса спроса и предложения. Конечно, те категории, которые будут подвержены максимальным валютным рискам, скорее всего, будут в цене подниматься. Например, свинина, где очень сильно выросли в цене компоненты кормов. В свою очередь, снижение потребления не даст возможность увеличить цену и управлять ею, а это приведет, как уже было неоднократно, к отрицательным финансовым результатам предприятий этой отрасли. Думаю, что вся отрасль, производящая мясо бройлера и свинину, в эти «ценовые ножницы» уже попала. Себестоимость выросла, а спрос еще нет. 

- У компании «КОМОС ГРУПП» наверняка есть план «Б» на случай ухудшения экономической ситуации…

Российский продуктовый рынок совсем скоро ожидает 100% насыщение, поэтому основные возможности для роста мы видим в развитии экспортного направления. К сожалению, свободных рынков в мире уже, наверное, не существует; все так или иначе заняты если не национальными компаниями, то более крупными зарубежными, и никто не любит чужаков, не ждет с распростертыми объятиями, чтобы поделиться частью рынка. 

Китайский рынок – самый лакомый кусок для любого производителя, и пару лет назад мы начали постепенное движение на Восток. Это был большой и нелегкий путь длиной почти в год, приходилось «толкаться плечами», завоевывать место под солнцем, и в прошлом году мы стали первой отечественной компанией по переработке молока, которая осуществила официальную отгрузку продукции в Китай. Пока у нас объемы поставок незначительные, буквально доли процентов от нашего общего объема выработки. Но в рамках Китая любой объем будет являться небольшим, потому что сам рынок Поднебесной поистине гигантский. И с нашей стороны, это, скорее, пока процесс подготовки, притирки к рынку, поиска себя и изучения логистических возможностей. Но со временем, я думаю, нам удастся занять там свою нишу. 

Кроме экспорта молочной продукции в КНР, сегодня мы экспортируем свинину в Монголию, а в планах – поставки яйца в ОАЭ. На фоне тех кризисных явлений, которые мы сейчас наблюдаем, экспорт станет своеобразной «палочкой-выручалочкой» для любой компании. Мы все надеемся, что наша национальная валюта «выздоровеет», но если нет, то экспортное направление будет одним из немногих факторов успеха, реализовав который, компания сможет и выстоять, и развиваться дальше. 

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью