Горячая тема
Не свое: как волатильность поднимет цену на все
Комментарий эксперта
Алексей Мартыненко, генеральный директор компании «Умалат» :
Касательно кормов и премиксов – они на 70-80% зависимы от валюты. Но здесь проблема не только в валюте, проблема и в китайском коронавирусе. Есть витамины, цена на которые из-за вируса поднялась в среднем в пять раз на мировом рынке, в два раза – минимум. В этой ситуации, естественно, цены на премиксы будут повышаться, как и себестоимость производства молока – она в этот раз значительно изменится.
Сейчас можно говорить о том, что премиксная составляющая изменится на 40-50%. Но в себестоимости молока премиксы занимают 2-3 рубля – стало быть, изменение для хозяйств будет около полутора-двух рублей за литр молока, а для них это не мало. Таким образом в течение года цены на технологии и добавки увеличатся и подтянутся под общие европейские значения, как и цена на сырое молоко.
У нас множество импортных категорий – для «Умалата» мы ввозим часть упаковки из Европы. Наши поставщики увеличивают цену на импортную упаковку, исходя из курса рубля. По моим оценкам, в течение года вся девальвация рубля выразится в себестоимости. Если рубль упал на 30%, себестоимость увеличится примерно на столько же.
Что касается спроса - он будет снижаться однозначно – другой вопрос, на какие именно категории продуктов. На продукты длительного срока спрос будет повышаться, короткого - снижаться. На дорогие продукты спрос будет ниже. Однако в этой ситуации более всего страдают не продукты, а скорее социальная сфера– рестораны, собрания людей, конференции, туристический бизнес, авиакомпании. Пострадают все, но они будут первыми.