31.01.2019

Комментарий эксперта

Андрей Дахнович, директор по развитию Группы Фудлэнд
Андрей Дахнович, директор по развитию Группы Фудлэнд:

– Поможет ли «Меркурий» раскрывать мошеннические схемы с налогами? У нас в стране на данный момент существует достаточное количество надзорных и контролирующих органов, которые в состоянии успешно бороться как с фальсификатом молочных продуктов, так и с налоговыми махинациями. Мы как достаточно крупные производители молочных продуктов ощущаем, что уровень контроля в виде проверок нашей производственно-хозяйственной деятельности постоянно растёт, отчего возникает ощущение того, что ситуация слабо удовлетворяет как производителей молочной продукции, так и проверяющие организации.

Во-первых, фальсификат молочных продуктов однозначно присутствует на магазинных полках. В этом могут быть виноваты как нечестные производители, которые изначально обманули своих покупателей, изменив название и состав выпускаемой продукции, так и оптовые покупатели, которые могут менять этикетку с названием на весовом товаре, тем самым выдавая аналоги молочной продукции за саму молочную продукцию. Позитивным моментом является все же сокращение на рынке объёмов фальсификата относительно ситуации двух-трёхлетней давности. Страдают от «нечестной конкуренции» честные производители. Чаще ими являются крупные предприятия, которым есть что терять, их чаще и строже проверяют. Страдают, конечно, обманутые конечные потребители продукции. Страдает и собираемость налогов, так как если произошёл факт фальсификации, значит, в какой-то момент была нарушена прозрачность цепочки движения сырьё-продукция-продажа товара-деньги на дальнейшую покупку сырья. Следовательно, скорее всего будет занижена и общая прибыль от описанного процесса.

Во-вторых, за последнее время участились претензии со стороны налоговых органов к перерабатывающим предприятиям, чаще они представляют собой требования по дополнительному начислению НДС или налога на прибыль. Как правило, за ними следуют судебные процессы. Конечно, к каждому конкретному случаю необходимо подходить индивидуально. Вероятно, часть подобных требований будет достаточно справедлива, но невозможно не отметить угрожающую тенденцию роста необоснованных претензий. Достаточно типичными являются случаи, когда молочные заводы приобретали молоко, в том числе и у молочных трейдеров-компаний, которые аккумулируют товарные партии молока на своих пунктах по его заготовке и охлаждению. Подобные компании могут иметь различный юридический статус. В том случае, если они находятся на упрощенной системе налогообложения и работают без НДС, молоко у них покупается без НДС с последующим начислением НДС на произведённую молочную продукцию. Сложность может возникнуть в случае, если молочный трейдер работает на стандартной системе налогообложения и продаёт молоко с НДС. Если он перечислит в бюджет не всю причитающуюся государству сумму НДС, то автоматически налоговая претензия на величину его недоплаты с дополнительными штрафами и пеней будет переадресована молочному заводу, покупающему у трейдера молоко. Это произойдет во время налоговой проверки, спустя два-три года с момента реальной покупки молока. Если поставщик крупный, то годовой объём сделок с ним может исчисляться в сотнях миллионах, соответственно претензия заводу может составлять десятки миллионов рублей. Как так получается? Налоги не заплатил трейдер, а претензия к молочному заводу. Ответ один. Вы с трейдером аффилированные структуры и являетесь приобретателями выгоды. Доказательством непричастности не является даже подборка исковых заявлений и судебных дел в адрес подобного нечистоплотного в делах трейдера.

   Мой опыт общения с европейскими производителями молочных продуктов, у которых нет системы, аналогичной «Меркурию», подсказывает, что у них нет подобных проблем. Любое нарушение регламента или закона приводит к тщательному расследованию и неотвратимому наказанию, финансовый ущерб от которого может привести к последующему банкротству предприятия. Поэтому никто и не пытается там «хулиганить».

Поэтому для меня вывод очень простой. Государственным органам необходимо иметь выстроенную систему контроля всех видов хозяйственной и предпринимательской деятельности от производства сырья до продажи готовой продукции потребителю. Будет ли этим заниматься налоговая служба, Роспотребнадзор или Россельхознадзор – принципиального значения не имеет. Будет ли прослеживаемость всей хозяйственной цепочки обеспечена благодаря ЭВС, Меркурию или другой системе – тоже не принципиально. Главное, чтобы система была взвешенной, продуманной, функциональной, несложной, не обременяла сложностью эксплуатации и помогала выводить на чистую воду нарушителей. Станет ли таковой системой «Меркурий», покажет время. 

Не провоцирует ли государство производителей аналогов молочной продукции с полной заменой молочного жира на растительный на фальсифицирование? Очень логичный и естественный вопрос, ответить на который придется утвердительно. К сожалению, с техническим регламентом на молоко и молочную продукцию у нас возникли сложности. Изначально намерения были абсолютно благими, но градация на молочные, молокосодержащие, немолочные и прочие продукты очень сложная для восприятия. С НДС на все вышеуказанные группы произошла еще большая путаница.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью