Комментарий эксперта

Валерия Родина, исполнительный директор Союза производителей продукции на растительной основе
Валерия Родина, исполнительный директор Союза производителей продукции на растительной основе:

— Полагаю, что следующие письма от «Союзмолоко» должны получить все китайские производители чая «Молочный улун».  Ведь они, не спросив его разрешения, используют «молочные наименования» на упаковках и этикетках продукции. Согласно этой логике, следующие письма от «Союзмолоко» отправятся в компании, которые широко производят косметику, ведь они широко применяют такие термины как «косметическое молочко» для тела, «масло» для загара. Сомневаюсь, что кто-то из потребителей такой продукции что-то перепутает и будет использовать не по назначению.

Союз производителей продукции на растительной основе совместно с ВЦИОМ проводил исследования о восприятии россиянами термина «растительное молоко» и «растительное мясо».  В результате опроса было установлено, что большинству жителей России известно о происхождении растительных продуктов. 58% респондентов считает, что растительное мясо изготавливают только из растительных компонентов без использования животного мяса. Относительно растительного молока были выявлены схожие тенденции. Большинство респондентов осознает, что такое растительные продукты и понимает, из чего они производятся. Таким образом, использование термина «растительное мясо» и «растительное молоко» не вводит в заблуждение потребителей. А вот введение в обращение каких-то принципиально новых терминов, напротив, способно затруднить для потребителя осознанный выбор продуктов питания.

Нужно признать, что правоприменительная практика не поспевает за реальной жизнью. Сегодня на полках магазинов, супермаркетов или онлайн-площадках можно увидеть продукты с привычными для потребителя названиями, например, миндальное молоко, растительный фарш, растительные гамбургеры, соевая сгущенка, растительная колбаса и т.п.  Тем не менее, на текущий момент существует нормативный вакуум. Он связан с тем, что отсутствует кодификация растительной продукции. А ведь это самостоятельная группа продукции, и она требует определения субъектности, установления четких идентификационных признаков.

Из-за отсутствия всего этого производителям приходится руководствоваться положениями ГОСТР 51074 от 2003 года. В нем указано, что в случаях, когда конкретные наименования пищевых продуктов не установлены, их устанавливает изготовитель. При этом наименование должно быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать данный продукт от других.

Поскольку все используемые на сегодняшний день наименования содержат либо термин «растительный», либо прямое указание на растительный продукт, из которого изготовлена продукция, они не могут вводить потребителя в заблуждение. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», на который ссылается «Союзмолоко», распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории ЕАЭС. В то время как продукция на растительной основе к области применения указанного регламента не относится, и требования маркировки ТР ТС 033 на «растительное молоко» не распространяются. Растительные продукты питания, не содержащие белков животного происхождения, являются объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021 «О безопасности пищевой продукции». И полностью соответствует всем нормам безопасности указанного регламента.

Отсутствие идентификационных требований к растительной продукции вызывает сложности в понимании ее сущности, поэтому так важны создание и разработка стандартов для новой отрасли.  И этот процесс уже нельзя откладывать.

Сейчас важно коллегиально и взвешенно подойти к этому вопросу и перевести дискуссию из СМИ на экспертную площадку для принятия взвешенного решения, предусматривающего диалог и консультации с профессиональным сообществом с приглашением всех заинтересованных сторон.



05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью