Горячая тема
Молочный рынок-2020: что дальше?
Комментарий эксперта
Анатолий Бабков, Директор по развитию ООО «Клевер Машинз»:
DN: В кризисной ситуации многие предприятия молочной отрасли
ищут эффективные и недорогие решения. Как вы работаете с партнерами и клиентами
в этот период?
Мы на постоянной связи с нашими партнёрами в Европе, поддерживаем их чем можем. Наши поставщики полностью функциональны, ведь наш сектор связан с производством продуктов питания, обеспечением жизнидеятельности, да и коров не попросишь остановиться давать молоко. Отгрузки идут, цепочка поставок работает. Сотрудники приезжают в офис только, чтобы принять грузы и перенаправить их нашим клиентам. Технический отдел консультирует дистанционно. Иногда выезжаем к клиенту, но это всегда совместное и взвешенное решение, так как, в первую очередь, необходимо заботиться о безопасности и соблюдении санитарных норм.
Смотрим на экономику, находим компромиссы с клиентами в сложных финансовых ситуациях, возникших из-за роста курса евро.
Недавно пополнили склад запасных частей для оборудования SPX FLOW и FBF Italia. В свое время мы поставили цель - содержать не менее 85% стандартных запасных частей на это оборудование в наличии. И, как показал сегодняшний день не зря, благодаря этой однажды заданной установке, мы сегодня отгружаем комплектующие без сбоев и задержек.
Чтобы поддержать наших производителей в непростую минуту, мы предлагаем запасные части на 8% ниже стандартной прайсовой цены. Это сделано также для того, чтобы постараться облегчить финансовую нагрузку наших клиентов, помочь там, где мы можем помочь.
DN: Отмечаете ли вы снижение спроса на модернизацию молочных заводов?
Конечно, в таких экономических условиях и банки, и инвесторы становятся осторожными. При этом в стратегической перспективе без реновации, строительства новых перерабатывающих мощностей невозможно обойтись.
Производители борются за себестоимость, стараются снизить накладные расходы на электроэнергию, моющие средства, техническое обслуживание. А это возможно только за счет установки современного и экономичного в эксплуатации оборудования.
Наша главная задача - сохранить нашу команду и наработанные процессы для будущего роста.
DN: Каковы перспективы развития переработки у малых и средних сельхозпредприятий? Имеет ли смысл вообще производителю развивать переработку? Ведь по сути это два разных бизнеса.
Это решение достаточно личное. Ведь всё строится на личности предпринимателя, на его готовности идти в новый бизнес. Если есть амбиции, силы, ресурсы, то наладить переработку не сложно. Главный вопрос – это реализация.
Готов ли собственник сельхозпредприятия организовывать сбыт готовой продукции? Это иной путь, чем просто продажа сырого молока. Но мы видим массу примеров, когда наши земляки, увлеченные и энергичные люди, добивались успеха и в производстве, и в сбыте. К примеру, ООО "Лебедяньмолоко", начав с переработки 40 тонн молока в сутки достигли объема производства и реализации 700 тонн в сутки. Перспективы есть - опыт показывает, что у "гигантов" так и не вышло вытеснить переработку на местах. Свое, родное, производимое рядом, с умом и терпением - всегда найдет отклик у покупателей.
DN: Как вы оцениваете перспективы развития молочной отрасли в ближайшие месяцы? Будет ли на ваш взгляд, падение потребления молочной продукции?
Нет, не будет, т.к продукты питания востребованы всегда, а молочные продукты являются обязательной составляющей ежедневного рациона, поднимают иммунитет и укрепляют организм.
Конечно, повлияет вопрос сохранения работы, возможности зарабатывать. Главное не только не допустить вируса, но и сохранить доходы домохозяйств. Очевидно, что они снизятся, но надеюсь, и сам ход ситуации и меры государства помогут пережить это трудное время.