31.08.2018

Комментарий эксперта

Дмитрий Матвеев: лидер по недоверию со стороны покупателя – сыр
Дмитрий Матвеев: лидер по недоверию со стороны покупателя – сыр :

Президент группы компаний «Кабош» Дмитрий Матвеев убежден, что культура потребления сыров в стране демонстрирует позитивную динамику. The DairyNews спросил эксперта о тенденциях потребления и спросе на молочную продукцию.

DN: Каких тенденций, на Ваш взгляд, придерживается современный потребитель молока, потребитель продукции Вашего предприятия?

ДМ: Современный потребитель молочных продуктов последние три года очень избирателен, так как не доверяет всей отрасли. И зачастую переключается на продукты из других категорий, заменяя ими молочные. Особенно катастрофична ситуация с сырами. Сыр на сегодняшний день – лидер по недоверию со стороны покупателя. Связано это с обилием некачественного товара на полке.

К сожалению, на полках магазинов нет четкого разделения между сырами и сырными продуктами. Покупая сыр, потребитель чаще всего приобретает продукт расфасовщиков – компаний, которые не имеют никакого отношения к производству сыра. Эти компании покупают импортные сыры низкого качества, затем заказывают фасовку в России. И недоверие покупателя вполне оправданно. Поэтому многие покупатели заменяют сыр в своем рационе на другой продукт.

Одна из тенденций такова, что в умах покупателей есть четкое разграничение на молочные продукты фермерские и промышленные: с комбинатов и заводов. Потребитель думает, что фермерские продукты априори качественнее. Это заблуждение, но с этим невозможно не считаться.

На фоне негативных тенденций в отрасли есть и положительная: мы заметили, что растет процент тех, кто весьма разборчив в выборе сыров. Их интересует, где производится сыр, сколько он созревал, откуда молоко. Если процент покупателей-знатоков растёт из года в год, значит растёт и культура потребления сыров в стране и это очень хорошая динамика, на мой взгляд.

Миссия нашей компании – создание культуры производства и потребления сыра в России. Все больше и больше люди интересуются твердыми сырами итальянской группы типа Пармеджано. Как говорят сами покупатели, если сыр твердый, значит, он 100% натуральный. Люди отталкиваются от своего личного критерия качества, что ещё раз демонстрирует общий настрой отрасли – недоверие к качеству молочной продукции у покупателя.

DN: Что в первую очередь влияет на потребление молока и молочной продукции?

ДМ: Потребление молочной продукции зависит от цены, качества и разных моделей потребления. Когда люди покупают молочные продукты для детей, они смотрят, прежде всего, на качество, изучают состав, следят, из чего сделан продукт, и кто производитель. Если человек покупает сыр для бутерброда, то для него главный критерий – цена. На фоне этого растет число покупателей, считающих сыр отдельным самостоятельным блюдом. Для них фактор цены не является первостепенно важным, они интересуются качеством и вкусом.

DN: Есть ли в России потенциал для роста потребления молочных продуктов?

ДМ: Я считаю, что потенциал потребления молочных продуктов в России очень большой. И он может выражаться в десятках процентов. Но, к сожалению, молочная категория в стране не ассоциируется у потребителя с качеством. Если спросить людей к каким продуктам у них больше всего претензий, все ответят – к молочным. И пока эта ситуация не изменится, рост потребления будет оставаться на прежнем уровне.

Отрасль сама по себе находится в депрессивном состоянии. Никто не знает, как к ней правильно подходить. Есть несколько политиков в России, которые реально разбираются в молочном животноводстве и показали это не на словах, а на деле. Это Алексей Гордеев, который уделял большое внимание молочному животноводству, когда был министром сельского хозяйства, а став губернатором Воронежской области, вывел регион на уровень одного из самых успешных в России по темпу роста молочного животноводства. Кроме того, я бы отнес к категории таких людей Сергея Данкверта, который старается защищать отрасль от фальсификата.

DN: Какие меры могут способствовать увеличению динамики потребления молока и молочной продукции?

ДМ: Ни одна компания в стране не в силах в одиночку решить этот вопрос. Потому, что речь идет о национальных приоритетах и пропаганде здорового питания у населения. Повышение культуры питания должно быть приоритетом для государства, от этого во многом зависит здоровье нации и будущего поколения. О пользе молочных продуктов должны говорить авторитетные люди: президент, общественные деятели, знаменитости. Нужна масштабная социальная реклама в прессе, детских садах и школах: «выпей йогурт на перекус, а не гамбургер с колой!».

Нам навязывают ложную американскую культуру, но американцы потребляют молока столько же, сколько и газированных напитков. Молоко является одним из главных продуктов, который каждый день потребляет житель США на завтрак, обед или ужин. У нас же молочным продуктам потребитель либо не доверяет и пытается заменить товарами других категорий, либо в принципе потребляет мало, зачастую заменяя более дешевыми.

DN: Вырастет ли потребление молока и молочной продукции в 2018 году?

ДМ: Я надеюсь, что оно увеличится, но особых предпосылок к этому нет, так как на отечественном молочном рынке в последние годы сохраняется тенденция недоверия покупателей к качеству молочных продуктов.

В целом, российский рынок в отношении молочной продукции имеет громадные перспективы. Те цифры, которые сейчас декларируются на душу населения – это очень низкий показатель. Среднеевропейский показатель по потреблению молочных продуктов на душу населения – более 250 кг. Я привожу в пример даже весьма низкий показатель. Мы наблюдаем сегодня тенденцию снижения покупательской способности в сетях.

По данным «Ромира», сумма среднего чека россиян в магазинах сокращается четвертый месяц подряд. 496 рублей в июле – таким низким показатель не был 2 года. И как ни странно, в этом с большей степенью виноваты сами сети. Особенно это касается сетей эконом-формата. Погоня за низкой ценой привела к тому, что в молочных продуктах – как в жидких, так и в сырах – в больших количествах стали присутствовать заменители молочного жира. Еда должна доставлять человеку удовольствие. Поэтому люди исключают из рациона продукты, которые не приносят удовлетворения и пользы для организма. Я лично отказался от зерненого творога.  Сначала я потреблял его достаточно часто. Но со временем я заметил, что качество продукта изменилось в худшую сторону.

Почему такое обилие некачественных сыров и молочных продуктов на полках? Потому что нет качественного сырья. Сыры требуют молока более высокого качества, чем жидкие молочные продукты, так как у них другие сроки созревания, реализации и качественные показатели молока очень важны.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

22.03.2019

Идентифицировать все!

В России до 2021 года должна быть внедрена национальная система идентификации животных. Несмотря на то, что работу над соответствующим проектом ведут уже больше 10 лет, необходимая АПК система “подвисла" на стадии согласования в Минэкономразвития. С тех пор работа топчется на месте. Мы поговорили с участниками рынка, чтобы узнать, как они относятся к ситуации.
Гран Летье, ООО
Адрес:  Калужская обл, Износковский район, пос. Мятлево, ул. Интернациональная, д. 28 
 
ОКА Молоко ОП №3, ООО (Пителинский район)
Адрес:  Рязанская область, Пителинский район, с. Нестерово 
 
ОКА Молоко, ООО (Чучковский район)
Адрес:  Рязанская область, Чучковский район, пос. Авангард 
 
Милка РУС, ООО
Адрес:  Курская обл, Большесолдатский район, с. Большое Солдатское, ул. Почтовая, д. 11В литера АА пом. 2