31.08.2018

Комментарий эксперта

Дмитрий Матвеев: лидер по недоверию со стороны покупателя – сыр
Дмитрий Матвеев: лидер по недоверию со стороны покупателя – сыр :

Президент группы компаний «Кабош» Дмитрий Матвеев убежден, что культура потребления сыров в стране демонстрирует позитивную динамику. The DairyNews спросил эксперта о тенденциях потребления и спросе на молочную продукцию.

DN: Каких тенденций, на Ваш взгляд, придерживается современный потребитель молока, потребитель продукции Вашего предприятия?

ДМ: Современный потребитель молочных продуктов последние три года очень избирателен, так как не доверяет всей отрасли. И зачастую переключается на продукты из других категорий, заменяя ими молочные. Особенно катастрофична ситуация с сырами. Сыр на сегодняшний день – лидер по недоверию со стороны покупателя. Связано это с обилием некачественного товара на полке.

К сожалению, на полках магазинов нет четкого разделения между сырами и сырными продуктами. Покупая сыр, потребитель чаще всего приобретает продукт расфасовщиков – компаний, которые не имеют никакого отношения к производству сыра. Эти компании покупают импортные сыры низкого качества, затем заказывают фасовку в России. И недоверие покупателя вполне оправданно. Поэтому многие покупатели заменяют сыр в своем рационе на другой продукт.

Одна из тенденций такова, что в умах покупателей есть четкое разграничение на молочные продукты фермерские и промышленные: с комбинатов и заводов. Потребитель думает, что фермерские продукты априори качественнее. Это заблуждение, но с этим невозможно не считаться.

На фоне негативных тенденций в отрасли есть и положительная: мы заметили, что растет процент тех, кто весьма разборчив в выборе сыров. Их интересует, где производится сыр, сколько он созревал, откуда молоко. Если процент покупателей-знатоков растёт из года в год, значит растёт и культура потребления сыров в стране и это очень хорошая динамика, на мой взгляд.

Миссия нашей компании – создание культуры производства и потребления сыра в России. Все больше и больше люди интересуются твердыми сырами итальянской группы типа Пармеджано. Как говорят сами покупатели, если сыр твердый, значит, он 100% натуральный. Люди отталкиваются от своего личного критерия качества, что ещё раз демонстрирует общий настрой отрасли – недоверие к качеству молочной продукции у покупателя.

DN: Что в первую очередь влияет на потребление молока и молочной продукции?

ДМ: Потребление молочной продукции зависит от цены, качества и разных моделей потребления. Когда люди покупают молочные продукты для детей, они смотрят, прежде всего, на качество, изучают состав, следят, из чего сделан продукт, и кто производитель. Если человек покупает сыр для бутерброда, то для него главный критерий – цена. На фоне этого растет число покупателей, считающих сыр отдельным самостоятельным блюдом. Для них фактор цены не является первостепенно важным, они интересуются качеством и вкусом.

DN: Есть ли в России потенциал для роста потребления молочных продуктов?

ДМ: Я считаю, что потенциал потребления молочных продуктов в России очень большой. И он может выражаться в десятках процентов. Но, к сожалению, молочная категория в стране не ассоциируется у потребителя с качеством. Если спросить людей к каким продуктам у них больше всего претензий, все ответят – к молочным. И пока эта ситуация не изменится, рост потребления будет оставаться на прежнем уровне.

Отрасль сама по себе находится в депрессивном состоянии. Никто не знает, как к ней правильно подходить. Есть несколько политиков в России, которые реально разбираются в молочном животноводстве и показали это не на словах, а на деле. Это Алексей Гордеев, который уделял большое внимание молочному животноводству, когда был министром сельского хозяйства, а став губернатором Воронежской области, вывел регион на уровень одного из самых успешных в России по темпу роста молочного животноводства. Кроме того, я бы отнес к категории таких людей Сергея Данкверта, который старается защищать отрасль от фальсификата.

DN: Какие меры могут способствовать увеличению динамики потребления молока и молочной продукции?

ДМ: Ни одна компания в стране не в силах в одиночку решить этот вопрос. Потому, что речь идет о национальных приоритетах и пропаганде здорового питания у населения. Повышение культуры питания должно быть приоритетом для государства, от этого во многом зависит здоровье нации и будущего поколения. О пользе молочных продуктов должны говорить авторитетные люди: президент, общественные деятели, знаменитости. Нужна масштабная социальная реклама в прессе, детских садах и школах: «выпей йогурт на перекус, а не гамбургер с колой!».

Нам навязывают ложную американскую культуру, но американцы потребляют молока столько же, сколько и газированных напитков. Молоко является одним из главных продуктов, который каждый день потребляет житель США на завтрак, обед или ужин. У нас же молочным продуктам потребитель либо не доверяет и пытается заменить товарами других категорий, либо в принципе потребляет мало, зачастую заменяя более дешевыми.

DN: Вырастет ли потребление молока и молочной продукции в 2018 году?

ДМ: Я надеюсь, что оно увеличится, но особых предпосылок к этому нет, так как на отечественном молочном рынке в последние годы сохраняется тенденция недоверия покупателей к качеству молочных продуктов.

В целом, российский рынок в отношении молочной продукции имеет громадные перспективы. Те цифры, которые сейчас декларируются на душу населения – это очень низкий показатель. Среднеевропейский показатель по потреблению молочных продуктов на душу населения – более 250 кг. Я привожу в пример даже весьма низкий показатель. Мы наблюдаем сегодня тенденцию снижения покупательской способности в сетях.

По данным «Ромира», сумма среднего чека россиян в магазинах сокращается четвертый месяц подряд. 496 рублей в июле – таким низким показатель не был 2 года. И как ни странно, в этом с большей степенью виноваты сами сети. Особенно это касается сетей эконом-формата. Погоня за низкой ценой привела к тому, что в молочных продуктах – как в жидких, так и в сырах – в больших количествах стали присутствовать заменители молочного жира. Еда должна доставлять человеку удовольствие. Поэтому люди исключают из рациона продукты, которые не приносят удовлетворения и пользы для организма. Я лично отказался от зерненого творога.  Сначала я потреблял его достаточно часто. Но со временем я заметил, что качество продукта изменилось в худшую сторону.

Почему такое обилие некачественных сыров и молочных продуктов на полках? Потому что нет качественного сырья. Сыры требуют молока более высокого качества, чем жидкие молочные продукты, так как у них другие сроки созревания, реализации и качественные показатели молока очень важны.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

18.09.2019

Гильотиной не по молоку

Реформа контрольно-надзорной деятельности, которую неофициально называют «регуляторной гильотиной», наделала немало шума. Ее суть весьма проста – с 1 января 2020 года будут упразднены более 20 тысяч устаревших правовых актов, некоторые из которых действуют еще со времен СССР. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, эти документы «вредят развитию страны и тормозят экономику». The DairyNews выясняло как относятся к инициативе участники молочной отрасли.
Приволжье, СПК
Адрес:  Ярославская обл, Тутаевский район, д. Емишево, ул. Центральная, д. 22 
 
Татищевское, АО
Адрес:  Ярославская обл., Ростовский район, с. Татищев Погост, д. 25А 
 
Шопша, ООО
Адрес:  Ярославская обл., Гаврилов-Ямский район, с. Шопша, ул. Центральная, д. 6 
 
Новая жизнь, ООО
Адрес:  Ярославская обл, Гаврилов-Ямский район, с. Пружинино, ул. Механизаторов, д. 2