Комментарий эксперта

Светлана Гузь, управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business
Светлана Гузь, управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business :

При вопросе о соответствии тех или иных положений законодательства нормам Конституции РФ мы должны исходить из совокупного и буквального толкования как Конституции РФ, так и иных нормативных актов, принципы законности, установленные в Конституции РФ, существуют в тесной взаимосвязи. Фактически те же положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ уже ограничивают пределы прав и свобод человека гражданина: необходимостью учитывать права и законные интересы других лиц («свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого»), а также публичные интересы.

* В соответствии с положениями Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ), право частной собственности охраняется законом (ч. 1 ст. 35 Конституции РФ), права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ч. 1 ст. 57 Конституции РФ).

При анализе мы должны исходить из того, нарушены ли конституционные принципы, приняты ли те или иные законы и нормативные акты в соответствии с этими принципами и распределением полномочий между органами государственной власти.

На сегодняшний день противоречия Конституции РФ не усматривается. Более того, насколько нам известно, отсутствуют судебные споры в части оспаривания действующего законодательства о маркировке.

Важно понимать, что по планам и Стратегии развития система обязательной маркировки будет внедрена практически повсеместно.

Система обязательной маркировки направлена на борьбу с контрафактом, незаконным оборотом промышленной продукции, а кроме того – обеспечивает прозрачность движения товаров, облегчает их отслеживание как государственными органами, так и конечными потребителями.

Закон прямо устанавливает, что в целях охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации может быть установлена обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации может быть установлена независимо от указанных выше целей.

Действительно, похожая на первый взгляд ситуация с маркировкой товаров (включая взимание платы и установление оператора, ответственного за выдачу кодов маркировки) уже была рассмотрена Верховным и Конституционным судами Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.11.2001 N 15-П  были признаны противоречащими Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" в той мере, в какой оно - по смыслу, придаваемому ему официальным и иным толкованием и сложившейся правоприменительной практикой, - допускает возможность введения не относящейся к сертификации обязательной маркировки конкретной продукции марками учетной информации с оплатой соответствующих расходов субъектами предпринимательской деятельности.

Конституционный суд пришел к указанным выводам исходя из норм действовавшего на тот момент законодательства о сертификации продукции и услуг, например: вводилась именно дополнительная маркировка в отсутствие федерального закона, который бы предусматривал такую маркировку и полномочия Правительств Российской Федерации в этой сфере, в особенности с учетом принципа разделения властей.

Конституционный суд обратил внимание законодателя, что только актом Правительства Российской Федерации в отсутствие законодательной базы невозможно урегулировать правила дополнительной маркировки, вне системы сертификации, с установлением Правительством РФ размера платы за такую маркировку.

При этом Конституционный суд отметил, что «отнесение стандартизации к предметам ведения Российской Федерации, по которым принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 71, пункт "р"; статья 76, часть 1, Конституции Российской Федерации), обязывает законодателя с необходимой полнотой регламентировать данную область общественных отношений. В противном случае появляется опасность недопустимого в условиях правового государства усмотрения органов исполнительной власти - подзаконными актами Правительства Российской Федерации и, тем более, путем ведомственного нормотворчества регулировать основные права и свободы либо придавать иной смысл недостаточно определенным положениям закона. При дальнейшем совершенствовании законодательства в сфере сертификации необходимо учитывать конституционные принципы правового государства, разделения властей, основанности актов Правительства Российской Федерации на Конституции Российской Федерации и федеральных законах».

В настоящее время правила об обязательной маркировки установлены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в том числе в части внедрения государственной информационной системы мониторинга.

Указанный закон, среди прочего, определяет полномочия Правительства Российской Федерации в сфере нормативного регулирования маркировки, в том числе:

- в части утверждения перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или критериев определения таких товаров, перечня групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации по видам деятельности, правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также особенностей маркировки отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении указанных товаров, включая сроки внедрения такой информационной системы и порядок реализации указанных товаров, произведенных до ввода обязательной маркировки средствами идентификации и не маркированных средствами идентификации;

- в части определения оператора информационной системы мониторинга;

- в части установления размера платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, необходимых для формирования средств идентификации, и обеспечения мониторинга движения товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также порядка ее взимания.

Таким образом, законодатель последовал указаниям Конституционного суда Российской Федерации.

Применительно к определению оператора государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации хотим отметить, что установленный законодательством порядок определения такого оператора соблюден.

Порядок заключения и реализации соглашения о государственно-частном партнерстве достаточно подробно урегулирован в Федеральном законе от 13.07.2015 N 224-ФЗ, к объектам такого соглашения могут относиться программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), базы данных, информационные системы (в том числе государственные информационные системы) и (или) сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо совокупность указанных объектов (далее - объекты информационных технологий), либо объекты информационных технологий и имущество, технологически связанное с одним или несколькими такими объектами и предназначенное для обеспечения их функционирования или осуществления иной деятельности, предусмотренной соглашением.

Конкретные правила осуществления того или иного государственно-частного партнерства фиксируется в соглашении и, как можно предложить, в соглашении о ГЧП о создании системы цифровой маркировки и прослеживания (мониторинга оборота) товаров, которое было подписано в рамках ПМЭФ-2019 между государством и Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) были предусмотрены правила, условия и требования по реализации проекта, причем ООО «Оператор-ЦРПТ» выступает в соглашении частным партнером (в том числе отвечает за инвестиции).

Безусловно, система маркировки несет определенные расходы для бизнеса: следует закупить оборудование для нанесения маркировки, сканеры штрих-кодов, программы складского учета и проч.

Однако компании могут учесть соответствующие расходы в налоговой базе.

Расходы, связанные с приобретением программного обеспечения, необходимого для работы с информационной системой маркировки и с участниками электронного документооборота, и другие подобные затраты учитываются в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 25 и 26 п. 1 ст. 264 НК РФ). В составе расходов на УСН могут быть учтены: - материальные затраты (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ); - расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (подп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Как представляется, в составе материальных расходов может быть учтена и плата за получение кодов маркировки (например как расходы на упаковку и иную предпродажную подготовку товара (подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).



19.07.2021
На прошлой неделе The DairyNews публиковало свежие данные доклада ФАО о развитии молочного рынка производство молока. Из доклада следует, что производство молока в мире будет расти примерно на 1,7% в год вплоть до 2030 года.
Читать полностью
Календарь