Горячая тема
Маркировка: Невеселые старты
Читать полностью
Комментарий эксперта
Артем Багреев, директор ООО «Деревенское молочко»:
— Мы готовы и уже работаем в режиме маркировки с 1 декабря. Не cкажу, что все проходит идеально, система «Честный знак», ЦРПТ, периодически висит, но в целом мы делаем все, что можем, производство не сорвали. Я понимаю, что это первый день и, возможно, у оператора идет отладка процесса.
Первый этап мы прошли, второй пропустили, потому что не выпускаем продукцию с длительным сроком годности. Под третий этап обязательной маркировки попала цельномолочная и кисломолочная продукция.
На разные упаковки используем разные методы нанесения кодов — типографский способ, аппликацию, в том числе ручную и автоматическую.
Контракт по поставке оборудования для первого и третьего этапа мы заключили , когда готовились к 1 июня – маркировке по сырам. Остатки оборудования поступили на завод в августе-сентябре, и в октябре мы уже были оснащены полностью. О поставках оборудования мы позаботились заранее, и у нас не возникло никаких проблем.
Весь проект по оснащению оборудованием для маркировки обошелся нам в 35 млн рублей, которые, к сожалению, нам никогда не вернутся, как и другим производителям, просто деньги выбыли из молочной отрасли, вот и все.
Давайте подробно разберемся, насколько увеличились наши затраты. В связи с маркировкой вырос фонд заработной платы и, разумеется, налогообложение, так как выросли накладные расходы: появился ручной труд, дополнительный контроль, обслуживание этого оборудования, в штат приняты операторы маркировочного проекта. Плюс еще сама по себе маркировка стоит денег – сами коды. Пока нам отыграть затраты на эти знаки не удалось, так как торговые сети спецификацию о повышении стоимости молочной продукции не приняли.
Мы отправили спецификации сетям о повышении с 1 декабря 2021 года. Окончательно она подписана еще не всеми сетями. Мы столкнулись с нежеланием сетей поднимать цены, поэтому будем, видимо, прекращать отгрузки по каким то контрактам.
Сама маркировка в зависимости от видов продукции увеличивает ее стоимость на 3-5%, где то на 7%. Но кроме того, здесь нужно учитывать еще один важный фактор. Кроме введения самой маркировки в этом году происходит беспрецедентный рост цен на сырое молоко. За мой десятилетний опыт работы впервые так сильно увеличилось его стоимость зимой. На сегодняшний день разница в цене, я говорю о периоде лето-зима, составила более 35%, такого никогда не было, выше 10% разница в цене на сырое молоко никогда не поднималась.
Поэтому мы сетям заявили о повышении с учетом расходов и на маркировку и на сырье. Суммарно повышение цены составляет на бренд 12-15%, на собственную торговую марку – до 25-30%.
Если мы продолжим отгрузку по «старым» ценам в декабре, то это значит, что мы будем генерировать убыток, чего, конечно, допустить нельзя.