18.02.2020

Комментарий эксперта

Анонимный комментарий руководителя молочного завода (СФО)
Анонимный комментарий руководителя молочного завода (СФО):

- Система "Честный знак" заявляет, что с ее помощью решается проблема фальсификата. Это не так. Действующая система электронной ветсертификации "Меркурий" может решить эту проблему, если будет доработана и мы продолжим в ней работать. Она отслеживает даже восстановленное молоко! Вы представляете - завозят иранское сухое молоко (с ВСД) и восстанавливают его - такие заводы "Меркурий" определяет! А маркировка - это лишь QR-код, который ничего не гарантирует, ее покупает любой производитель, что хочет может набодяжить и никто проверять не будет - код же куплен. Никто не обязан разглашать состав ЦРПТ, и в принципе может написать на этикетке любой состав, что некоторые и делают.

Есть более серьезные проблемы чем просто  несоответствие маркировки заявленным целям.

К примеру, представитель ЦРПТ Реваз Юсупов в своих комментариях и интервью в СМИ указывает, что для молочной отрасли был найден дешевый метод типографской печати.  

- Никто не пообщался с молочниками и не узнал, как вообще происходит отгрузка скоропортящейся свежей молочной продукции на небольших региональных предприятиях. Мы не закажем ничего в типографии. Мы производим скоропортящуюся продукцию. Заявки приходят каждый день. Наша упаковка печатается в Швеции. Мы обеспечиваем высокое качество продукта благодаря этой упаковке, которую заказываем на три месяца вперед. Как мы будем знать какую марку и в каком количестве клеить? Какие придут заявки от сетей и от магазинов у дома? Откуда мы сможем это узнать? А я обязан вторым пунктом в QR-коде указать номер партии, какое количество продукта налито, какая жирность. Как я смогу по скоропортящейся продукции это знать? Это касается всех заводов, производящих свежую продукцию.

В регионах скоропортящаяся продукция - основа производства для большинства заводов, и даже ультрапастеризованное молоко идет вторым эшелоном после того как будет произведена свежая продукция с коротким сроком годности. 

У нас ультрапастеризованная продукция производится по остаточному принципу. И то мы не можем знать сколько каждый день ее будет запущено. Представители ЦРПТ говорят, что вроде как не дорого будет маркировать! Мол, типографии заказать и все у вас будет. НИКТО не будет печатать там - все будут делать на месте. А стоить это будет колоссальных денег.

- Мы уже связывались с производителями оборудования, принтеров и сопутствующих решений и они были у нас на заводе. Примерно - от 70 тыс. евро до 250 тыс. евро обойдется одна машина с лентой. Потому что на упаковку в потоке я QR-код нанести не смогу. Даже если я захочу - у нас получается 15% брака! Представляете себе, 15% продукта в утиль?!  Вместе с упаковкой. 

250 тыс. евро - стоимость принтера на все линии, а помимо этого есть машина, которая должна клеить, третья машина - для прочтения. Последняя должна также отбраковывать нечитаемые коды. 

Я не говорю, что есть риски плохой печати кода, что где-то он будет забракован, что упаковки есть совсем плохого качества (вроде дешевой пленки) - я не представляю как туда это клеить. И все это уйдет в брак за счет поставщика. Раз - не считался код в магазине - штраф поставщику. Все это скажется на стоимости конечной продукции для потребителя.

Крупные поставщики упаковки - от Эколина до Тетра Пака не готовы сказать - куда в машину поставить оборудование для маркировки. 

Они все говорят, что пока не понимают как это сделать и только занимаются этим вопросом.

По нашему заводу только оборудование разово обойдется в 30 млн. рублей. Это без учета стоимости программного обеспечения и человеческого ресурса, временных трат. Расходники и наладку мы не считали. А, к примеру, пачка с маслом на фольге вообще не принимает печать QR-кода. Также это касается упаковок "кувшин", пленки. И остается только клеить стикеры.

Процессы замедлятся, брак вырастет, проблемы не решаются в одиночку. Нам нужно решать это совместно - с производителями упаковки, с ритейлом.

Вся ситуация говорит о том, что те, кто насаждает маркировку - совершенно не понимают молочную отрасли. Множество технологических нюансов, которые никак не учитываются в бизнес-процессах системы "Честный знак".

Между заводом и ритейлом есть дистрибьютор, в Сибири так вообще развита средняя розница, как они будут работать? Мелкая и средняя розница часто берет не паллетами, а штуками. И если у тебя в коробке 20 штук, а магазин просит 15 штук товара - ты должен не ошибиться, заморочиться, зафиксировать - чтобы не потерять.Это взрыв мозга - гигантская работа.

Еще одна важная проблема - нам всем на заводах придется менять клише. Сейчас все заплатят за изменение клише производителям упаковки. К примеру, у нас одно клише - около 300 евро. Ладно, для тех, у кого 10 товарных позиций, а как быть тем, у кого их сотни? 

Кстати, региональные аграрные ведомства никак не помогают заводам. И зачастую не владеют информацией. Все общение идет напрямую с Москвой.   

Мы не понимаем целей маркировки. Уж на что "Меркурий" был сложным для рынка - но понятным, а маркировка пока видится только одним - методом срубить с производственников бабла. На нашей упаковке есть все. Единственное, чего там нет - крипто-ключа, который нам выдаст ЦРПТ, когда мы им заплатим деньги.


23.10.2020

Цена на молоко прогуляется вверх

Цены на сырое молоко продолжили рост на уходящей неделе. The DairyNews рассказывает, что повлияло на ситуацию и как долго она продлится.
Любимский сырзавод
Адрес:  Ярославская обл., г. Любим, ул. Обнорская, 33 д. /2 
 
Рыкова А.В., ГКФХ
Адрес:  Приморский край, Дальнереченский район, с. Веденка 
 
Велута, СПК
Адрес:  Беларусь, Брестская обл., Лунинецкий р-н, д. Велута, ул. Советская  
 
ДМС Восток, ООО
Адрес:  Удмуртская респ., Граховский район, с. Грахово, ул. 70 Лет Октября, д. 20А