29.05.2020

Комментарий эксперта

Шамиль Гусейнов,  генеральный директор ОАО Молзавод «Гиагинский»
Шамиль Гусейнов, генеральный директор ОАО Молзавод «Гиагинский» :

DN: Участвуете ли вы в пилотном проекте по маркировке? Какую задачу хотите решить по итогам пилота? Целесообразна ли маркировка молока сегодня?

- Мы обсуждали возможность нашего участия в пилотном проекте, когда обязательная маркировка планировалась этим летом. Сейчас пока рано говорить о том, присоединимся ли мы к этому эксперименту или нет, поскольку существует ряд неопределённостей. К примеру, система обязательной маркировки предполагает направление работы со статичными штрих-кодами, здесь всё понятно, однако вопрос работы с весовыми товарами, которые имеют динамичный штрих-код, остаётся открытым . В целом,  обязательную маркировку молочной продукции считаем не совсем  целесообразной мерой,  поскольку её цели частично дублирует система «Меркурий», обеспечивая прослеживаемость товаров и снижение фальсификата на полках магазинов. Эта система уже борется с контрафактом, поэтому обязательная маркировка не нужна при функционировании «Меркурия». Возможно, если бы ранее не была внедрена система контроля, мы могли бы говорить о необходимости и целесообразности нововведений в этой области.

DN: Рассчитывали ли вы стоимость затрат на внедрение маркировки на вашем предприятии? Какова она с учетом нынешней девальвации?

Внедрение обязательной маркировки молочной продукции для нашего предприятия только  на стадии запуска оценивается в несколько десятков миллионов рублей. На каждую фасовочную линию необходимо закупить и поставить принтеры, камеры, которые будут осуществлять проверку и фиксацию кода. Установка оборудования, программного обеспечения и поддержание их нормального функционирования в рамках системы маркировки требует серьёзных финансовых вложений. В  год мы производим порядка 27 миллионов единиц продукции, это обойдётся нам в 16 миллионов рублей в год за оплату только QR-кодов, не считая технического обслуживания. Но здесь трудности даже больше не в деньгах. Нас волнуют места установки оборудования, так как детализированный анализ площадок показал, что не везде у нас его  можно  установить быстро и легко.


DN: Работали ли вы с типографиями? Возможно ли работа с ними на вашем заводе? Почему?

Работа с типографиями  зависит от того, будет ли QR-код содержать дату изготовления. Сейчас по этому поводу окончательное решение не принято. Поэтому, если в код всё-таки будет включена дата изготовления продукции, то возможность нанесения его в типографии отпадает, так как мы не можем напечатать упаковку с датой на месяц вперёд. В этом случае будет  необходимо установить принтер для нанесения кода на упаковку непосредственно на самой производственной  линии. 

DN: Каково будет значение для отрасли в случае, если маркировку внедрят? 

В целом, маркировка должна быть добровольной. В этом случае она поможет производителям в борьбе с подделками определённых видов выпускаемой ими продукции, которые продаются на рынках или в небольших частных магазинах. Есть категории товаров, которые мы хотим защитить и планировали это сделать в рамках пилотного проекта по маркировке, но абсолютно всю продукцию маркировать смысла не видим. 

Внедрение обязательной маркировки не имеет крайней необходимости, и в большей вероятности она не принесёт ожидаемого эффекта, в том числе и потому, что не все потребители старшего поколения  смогут в полной мере стать участниками цифровой платформы. Кроме того, обязательная маркировка является существенным обременением и серьёзным давлением, которое  будет тормозить развитие отрасли в сложившихся условиях и в период выхода из кризиса, вызванного пандемией. Она будет способствовать формированию дополнительных ежемесячных и ежегодных  материальных издержек для всех участников бизнес-процесса.

DN: По вашим оценкам, при каких условиях маркировка в системе "Честный знак" может быть внедрена безболезненно для отрасли и потребителя?

Обязательная маркировка продукции  может быть безболезненно внедрена для отрасли и потребителя в случае присоединения производителей к системе на добровольной основе,  и при значительно меньшей стоимости QR-кода. Смысла и обоснованности в таких вложениях нет, и важно понимать, что при существующих  условиях внедрения обязательной маркировки все окажутся в тяжелом положении: некоторые  игроки уйдут с рынка, так как не смогут справиться с финансовыми затратами,  а покупатель , в том числе и за то, что он станет участником цифровой платформы, по итогу, получит  повышение цен на продукты первой необходимости, что уже сейчас нетрудно прогнозировать. На сегодняшний момент установленная стоимость QR- кода и тотальное маркирование всей выпускаемой продукции не позволяют сделать внедрение обязательной маркировки безболезненным для отрасли и потребителя. 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь


02.07.2020

«Считать мы стали раны»: как молочная отрасль пережила карантин

Вот уже почти 4 месяца мир сотрясается от ударов, вызванных пандемией коронавируса. Этот период прочно утвердится в мировой истории, по своей масштабности он может легко потягаться с экономическим кризисом 2008 года, российским дефолтом 1998 года или «Черным понедельником». Последствия кризиса вызванного пандемией, только предстоит оценить.
Белый медведь, ООО (Ростовская обл)
Адрес:  Ростовская обл., г. Ростов-На-Дону, ул. Лениногорская, д. 11/10/8 
 
Приморская земля, ООО
Адрес:  Приморский кр., Михайловский район, с. Михайловка, ул. Красноармейская, д. 33 
 
Волжская, ООО
Адрес:  Татарстан респ., Лаишевский район, с. Столбище, ул. Совхозная, д. 8 
 
Завод детских мясных консервов Тихорецкий, ФЛ АО "Данон Россия"
Адрес:  Краснодарский край, Тихорецкий район, г. Тихорецк, ул. Ударников, д. 16/2