29.05.2020

Комментарий эксперта

Дмитрий Матвеев, президент ГК “Кабош"
Дмитрий Матвеев, президент ГК “Кабош":

DN: Участвуете ли вы в пилотном проекте по маркировке? Какую задачу хотите решить по итогам пилота? Целесообразна ли маркировка молока сегодня?

Да, в настоящее время в ГК “Кабош” создана рабочая группа. Для внедрения маркировки в производственный процесс. Специалисты готовят к эксперименту производственные линии и IT-экосистему. Основная цель участия в эксперименте – просчитать расходы на подключение всех предприятий ГК к системе, и по возможности минимизировать  влияние маркировки на себестоимость продукции. 

Мы понимаем, что когда государство так активно лоббирует какую-то систему, к этому нужно относиться серьезно. Значит, за этим стоят чьи-то интересы. Если бы меня попросили прямо сейчас ответить, нужна или не нужна система маркировки, я бы не задумываясь ответил, что не нужна. Но ясно, что если говорить просто на языке эмоций – результата мы не добьемся. Так что мы решили принять участие в эксперименте, чтобы сформулировать четкое, конкретное экспертное мнение. 

DN: Рассчитывали ли вы стоимость затрат на внедрение маркировки на вашем предприятии? Какова она с учетом нынешней девальвации?

Это и есть цель нашего участия в эксперименте. Мы планируем  по итогу рассчитать максимально точно затраты на единицу продукции, чтобы понять эффективность. Сейчас понятно, что затраты можно разделить на две части. Первая – это инвестиционные затраты, то есть нужно будет приобрести оборудование, автоматизировать процессы. Вторая – стоимость уже в реализации. Это все нам предстоит просчитать. 

DN: Работали ли вы с типографиями?  Возможно ли работа с ними на вашем заводе? Почему?

Наши специалисты ведут переговоры с производителями упаковки и этикеток. Производители фольги для упаковки сливочного масла уже подтвердили, что могут разместить Data Matrix на нашу упаковку. С сыром немного сложней: мы рассматриваем несколько вариантов, разных по стоимости и по реализации. Наиболее вероятно,  что здесь Data Matrix мы будем наносить на этикетки. 

DN: По вашим оценкам, при каких условиях  маркировка в системе "Честный знак" может быть внедрена безболезненно для отрасли и потребителя?

Безусловно, добровольное и плавное внедрение маркировки было бы гораздо лучше, чем безальтернативное требование с жесткими сроками. Почему мы активно поддерживали “Меркурий”? Все просто: мы увидели необходимость в нем, он вносил существенный элемент контроля. При минимальных инвестициях мы получали прямую пользу  – система заменила для нас бумажную работу с ветеринарией. Сейчас у меня нет ощущения, что от внедрения маркировки мы получим однозначную пользу, пока есть только ощущение ненужности и навязанности процесса. 

На мой взгляд, работу по внедрению более целесообразно  было бы проводить в несколько этапов, встречаясь с представителями бизнеса, причем с представителями разного бизнеса, обсуждая варианты и сроки под каждый проект отдельно. Даже внутри молочной отрасли инструменты внедрения могут и должны быть очень разными, для производителей жидких молочных продуктов – классических и глубокой переработки, для производителей разных видов сыра. У нас очень разные технологии, разные форматы и особенности производства, унифицированный подход внедрения точно не подходит. 

Но самое важное, что если производители будут видеть необходимость и цель внедрения маркировки, то они сами решат, как им это сделать, сколько потребуется инвестиций, как минимизировать затраты и не перекладывать их по возможности на покупателей. 


23.09.2020

О чем молчит маркировка?

По данным оператора ЦРПТ - 6088 компаний зарегистрировалось в пилотном эксперименте по внедрению системы маркировки “Честный знак" в молочной отрасли. Подавляющее число участников - предприятия торговли. Пилот продлится до конца 2020 года, а уже 20 января 2021 года маркировку предполагается сделать обязательной для ряда категорий. The DairyNews поговорило с участниками эксперимента и теми, кто только задумывается в него войти и выяснило текущую ситуацию.
Деревенские просторы, КФХ
Адрес:  Московская обл., г. Егорьевск, д. Янино стр. 20 ком. 2 
 
Янтиковский молочный завод, ООО
Адрес:  Чувашская Республика - Чувашия, Янтиковский район, с. Янтиково, ул. Кирова, д. 6 
 
Пионер Агро Парк, ООО
Адрес:  Тамбовская обл., Тамбовский район, с. Куксово, ул. Москва, д. 95 
 
Бакчарский фермер, СППК
Адрес:  Томская обл., Бакчарский район, д. Вавиловка, ул. Пролетарская, д. 7