Горячая тема
Крупный кризис малого бизнеса
Комментарий эксперта
Сергей Резуненко, генеральный директор «Кизельманн Рус Юг»:
- Малые и крафтовые предприятия переработки молока в России в большинстве своем производили сыры, творог, йогурты и другие продукты для продажи на ярмарках, кругу знакомых потребителей, либо предприятиям торговли в рамках фермерской полки.
Те, кто реально оценивал качество своей продукции и ему соответствовала цена, думаю в принципе не пострадают, хотя дополнительные затраты точно появятся! Пандемия обратила внимание людей на здоровье и этот акцент заставил многих задуматься, о том, что они едят! Кто-то из покупателей придёт к местному малому производителю, возможно приедет и из Москвы на дачи! Те же, кто давно дружит с Интернет-торговлей или имеет хорошо налаженные каналы сбыта, должны остаться на плаву. Остальным придётся покинуть этот рынок , возможно навсегда!
Вопросы доверия покупателя к местному производителю, выходят на первый план и это определённо время возможностей!
Кредитная , амортизационная, логистическая, зарплатная и прочие составляющие всегда ниже чем у больших переработчиков, либо сопоставимы – при равных условиях счёта! И всегда есть возможность для манёвра (гибче, быстрее принятие решений, ниже риски). Малые предприятия очень важны для начинающих производителей молока. Так как прежде, чем начать продажи крупному переработчику от 5-10 т\сутки, куда-то надо деть 300-500 литров молока, да 1-3 т\с не очень-то интересны крупным заводам, а это очень важный момент для любого старт-апа в молочном животноводстве, и тут крафтовики просто незаменимы!
Со стороны государства очень важно соблюсти баланс всех видов переработки, оказывая грамотно поддержку, избегая перекосов которые могут негативно сказаться на всей отрасли.