Горячая тема
Горизонты молочного экспорта: по щелчку не получится
Комментарий эксперта
Штефан Дюрр, основатель и собственник ГК “Эконива":
- Если считать совместный баланс по молоку России и Белоруссии как союзного государства - то мы оказываемся за показателями 100% самообеспеченности и перед нами встает вопрос - куда направлять молоко.
На мой взгляд, мы достаточно скоро столкнемся с перепроизводством молока на внутреннем рынке. Я уверен, что мы конкурентоспособны по молоку на международном рынке, если все сделаем правильно.
Важны для экспорта многие страны, но Китай - наиболее привлекательный рынок.
Сейчас на нас снова вышли китайские партнеры. По их словам, рост потребления молока сейчас в КНР более динамичный чем до коронавируса. Ситуация с пандемией убедила их, что нужно потреблять больше молока и молочной продукции.
На мой взгляд, важны для экспорта биржевые продукты, в том числе сухое молоко. Но по этим категориям у нас нет никаких конкурентных преимуществ кроме цены. Если мы будем продавать на три копейки дешевле чем Новая Зеландия - наше сухое молоко будут покупать.
Есть перспектива в секторе долгоиграющих продуктов. У нас есть определенное преимущество - мы находимся не так уж далеко от Китая и можем поставлять продукцию с более короткими сроками годности, что хорошо воспринимается потребителем. К примеру, до 30 суток.
Всегда надо исходить из того, что Китай полностью себя обеспечить молоком никогда не сможет. По крайней мере потому, что не могут обеспечить коров кормами. Зачастую их фермы завозят сено из Австралии, США.
Как мы можем выйти на китайский рынок? Очень хороший пример для меня - рекламная кампания ирландского масла, которая проходила в моем детстве - этот продукт завоевал сердца всех немецких домохозяек.
В итоге ирландское масло - стало синонимом натурального и вкусного продукта. Позднее под зонтичным брендом разошлись другие продукты.
На мой взгляд, важно выходить в Китай с общероссийским положительным имиджем продуктов питания, который надо формировать массовыми мероприятиями, поддержкой государства.
Мы не должны бояться конкуренции между собой - потому что рынок КНР огромен. При желании мы можем продать на рынок Китая все 20 млн. тонн молока, производимых в России. Создав положительный имидж российских продуктов питания, мы сможем продолжать реализовывать свою продукцию на рынке Китая самостоятельно, но выход должен быть совместным.
Я вижу две проблемы в настоящее время по поставкам в Китай: с той стоимостью логистики которая у нас есть сегодня, отечественная продукция в КНР - не конкурентоспособна. Если китайский потребитель может купить немецкое молоко за 5 долларов, то он не будет покупать российское молоко за 6 долларов.
При этом мы видим, что немецкие коллеги отправляют контейнер молочной продукции из Бремена меньше чем за 1000 евро, а мы отправляем контейнер из Воронежа более чем за 4000 долларов. О втором не могу молчать - я был в шоке, когда мы начали заниматься сертификации экспорта. Стоимость сертификации первого контейнера нам обошлась в громадную сумму - 500 тыс. рублей. В Германии это осуществляется в рамках членских взносов, которые все компании платят в отраслевые организации.
Разовый экспортный ветсертификат со всеми анализами на каждую партию стоит - 30 евро. Надеюсь, мы все вместе эти проблемы решим.
(По материалам конференции ФГБУ “Агроэкспорт")