Горячая тема
Горизонты молочного экспорта: по щелчку не получится
Комментарий эксперта
Сергей Резуненко, генеральный директор «Кизельманн Рус Юг» :
DN: Как вы оцениваете перспективы аграрного экспорта из России в целом и продукции с добавленной стоимостью, молочной продукции в частности?
Перспективы экспорта аграрной продукции есть всегда, а в свете программы правительства РФ на 2024 год, выручка от экспорта должна составлять 45 млрд долларов! Экспортируя только сырье (без добавленной стоимости) этого достичь не удастся.
Создание программы экспорта - первый шаг и сигнал всем чиновникам на местах, что надо обратить внимание на сельхозпроизводство, как на приоритетную экспортную отрасль, в которую нужно направить денежные средства для увеличения объемов производства и расширение ассортимента производимой продукции!
За последние годы агропредприятия очень сильно продвинулись в совершенствовании технологий производства – выросли на порядок урожаи зерновых и технических культур, научились сохранять урожай, на уровне мировых стандартов энергооснащенность и оснащение техникой лучших мировых производителей ,высокопродуктивные животные и надои достигают лучших показателей в этой отрасли! Осталось добиться более высокой производительности труда и снизить себестоимость продукции и мы будем по экспорту впереди планеты всей!
К классическому экспорту зерна, сахара, технических культур и других традиционных товаров, добавилась перспектива экспорта молочной продукции из России! Выпускаемая на отечественных предприятиях молочная продукция обладает хорошим экспортным потенциалом и естественно добавленной стоимостью. Пока первые удачные попытки выхода на рынки Китая, ОАЭ, Израиля и некоторых других стран всё-таки незначительны, но дорогу осилит идущий. Экспортёры приобретают практический опыт, развивают логистику, обнаруживают узкие места и вступают в диалог с государством, для решения возникающих вызовов.
DN: Какие условия должны быть соблюдены на ваш взгляд для развития экспорта молочной продукции? Какие трудности решены?
Пока у нас есть земельные ресурсы, вода ,чистый воздух мы всё ещё перспективный источник питания для все растущего населения земли! Надо грамотно использовать эти возможности, снять излишние государственные хотелки по регулированию всего и вся, что только может быть придумано и дать несколько лет неизменных условий деятельности и предпринимательское сообщество наладит производство всего и на порядок лучше, чем наши китайские партнёры торгующие со всем миром!
Для выхода на другие рынки предприятиям необходимы возможности производства экспортоориентированных продуктов, а также построение крепких деловых и партнёрских связей. В этой области ощутимую поддержку предприятиям может оказать государство, министерства и ведомства, наши торговые представительства за рубежом, для соблюдения торгового баланса между государствами! Сделан первый весьма робкий шаг, первые ошибки, но в работу по экспорту подключились ТПП, министерства и ведомства, возможно процессы наладятся!
DN: Какие направления наиболее эффективны для вывода за пределы страны молочной продукции отечественных производителей? Какие продукты наиболее перспективны для экспорта?
По поводу эффективности вывода продуктов на экспорт, конечно же ответ будет – товары высокой степени переработки и максимально маржинальные, это единственно возможное при высокой цене молока сырья!
Я являюсь сторонником экспорта сыворотки всех видов и форм, мороженого , молочных коктейлей (со злаками и сахаром), сырных и молокосодержащих продуктов – для стран третьего мира (мы можем быть лучшими), лактозы, микропартикулированных белков, и других продуктов глубокой переработки молока и сыворотки.
DN: Какие технологические решения могут помочь компании, желающей экспортировать за пределы РФ?
Последняя информация от медиа организаций о том, что прототип вакцины от Covid-19 создан на основе молочной сыворотки, конечно же рисует новые перспективы перед перерабатывающими предприятиями в области применения их продукции и экспортному потенциалу!
К новым открывающимся перспективам, в том числе и экспорту, надо готовиться постоянно модернизируя предприятия, повышая уровень автоматизации производства; применять новые современные технологические решения, создавая инновационные продукты, постоянно снижая себестоимость производства и повышая качество и безопасность продукции при максимальном соблюдении экологических норм! К сожалению предприятий готовых к постоянному процессу совершенствования не так много, но те, что встали на этот путь, а это как правило лидеры отрасли, будут экспортировать свою продукцию в те страны которые захотят и куда им будет выгодно!