Горячая тема
Эффект сыра
Комментарий эксперта
Джон Кописки, директор ООО «Рождество»:
Как следствие сегодняшних санкций, или кризиса, мы увидели большой рост количества частных и небольших производителей сыра - это факт. Однако, рынок не организован, продавать довольно сложно, и есть серьёзные вопросы по качеству и надёжности, а также по общему контролю сертификации, как для сырья, так и для конечного продукта. Такие сыры производятся не массово и практически все ручной работы, в результате цены выше и такой продукт не доступен значительной части покупателей.
Наш рынок покупателей также довольно локализован и ограничен более богатыми окрестностями в городах, и в целом не приемлем для маленьких городов и деревень.
Потенциал существует, но это требует много времени, и это реально осуществить только если будет возможно повысить эффективность производства и снизить затраты на расходы.
Для производства хорошего сыра, с надёжным качеством и стандартным вкусом, нужны такие же регулярные поставки сырья - молока. Осуществить такую поставку сложно, особенно если желаешь приобретать молоко маленькими партиями - по 2-3 тонны в день. Обычно небольшие производители сыра не имеют официального статуса производителя, и поэтому молоко, поставляемое им не попадает в областную статистику, или под субсидии.
Хорошее молоко означает стандартное содержание белка и жира. Низкое количество соматических клеток, животных без лейкоза, мастита и антибиотиков.
С хорошим молоком и долгосрочным обязательством мы можем производить хорошие сыры здесь, в России. Мягкие сыры, такие как Камамбер. Твёрдые сыры, такие как чеддер и пармезан. Это уже происходит, но в небольших количествах. Но наши цены выше. Мы не получали и не получаем субсидии на производство, наши затраты на финансирование высоки, а платёжный период короче. С другой стороны, иностранные поставщики получают некоторую помощь или субсидии уже более чем 50 лет. Кредиты были погашены. А мы, с другой стороны, только начинаем инвестировать и поэтому высока часть наших затрат - это финансирование и амортизация. Завоевать доверие потребителя к российскому сыру - основная задача.
Сегодня люди смотрят на сыроварение по-разному. Для некоторых это начало новой жизни, вдали от города.
Другие считают, что рынок должен быть готов из-за существующих санкций и курсом обмена между рублём и иностранной валютой. А кто-то воспринимает как серьёзный долгосрочный бизнес, с целью снижения цены, из-за роста эффективности производства и с целью быть в состоянии конкурировать с импортными сырами.
Затем, наконец, есть магнаты, у которых есть свои собственные молочные фермы и желание не отдаться в руки большинства компаний, которые занимаются переработкой молока, а контролировать цену на своё собственное молоко и непрерывность производства.