Горячая тема
Чего хочет потребитель?
Спрос на молочную продукцию меняется во всем мире и Россия не исключение. Если еще десять-двадцать лет назад на изменение потребительских предпочтений уходили годы, то сегодня срок уменьшился до недель и даже дней. The DairyNews узнало у молочных компаний регионов - что выбирает потребитель в России.
Читать полностью
Читать полностью
Комментарий эксперта
Денис Федосеев, Коммерческий директор АО фирма “Агрокомплекс” им. Ткачева :DN: Сегодня многие говорят о сокращении потребления традиционной группы молочной продукции. Отмечаете ли вы подобные тенденции?
По нормам Минздрава, человек должен употреблять в год 325 килограмм молочных продуктов, но по данным Союзмолоко в России этот показатель куда меньше - 236 килограмм. И это объективные факты. Мы как производители можем отметить, что сейчас в целом сокращается потребление питьевого молока и кефира. При этом растут йогурты, творог с добавками и прочие сложные продукты. Но на нас такое изменение структуры спроса не оказывает существенного влияния, так как мы изначально позиционировали и позиционируем себя как производителя базовых, классических, традиционных продуктов.
Кроме того, очевидно негативное влияние оказывают снижение реальных доходов населения и сложности с восстановлением сегмента HoReCa вследствие пандемии. Растет и доля рынка растительного молока.
DN: Какие категории на ваш взгляд наиболее востребованы у потребителя? Или будут востребованы в ближайшие месяцы?
Самыми востребованными категориями были и остаются молочные и кисломолочные продукты. В прогнозируемом будущем возможен прирост в категории безлактозных продуктов, а также продуктов продуктов с долгим сроком хранения.
DN: Как вы полагаете, какие факторы будут влиять на покупательскую способность больше всего?
Хотя молочная отрасль не признана пострадавшей от коронавируса, динамика потребления последних лет подтверждает тезис о прямой зависимости спроса на молочную продукцию от покупательной способности. Так, сокращение потребления молочных продуктов в 2014 году на 2,4% происходило на фоне падения реальных располагаемых доходов населения на 1,2%. В 2015-м отмечалась такая же тенденция: финансовые возможности россиян сократились на 2,4%, а потребление — на 2,5%. А, например, в прошлом году восстановление доходов на 1% привело к тому, что «молочку» стали есть больше — на 3% к 2018-му. Прогноз Минэкономразвития допускает падение реальных располагаемых доходов по итогам 2020-го на 3,8%, поэтому можно ожидать сокращения внутреннего рынка молочных продуктов как минимум в том же соотношении.
Факторы, которые, вероятнее всего, будут влиять на дальнейший спрос и его изменения:
Реальные доходы населения будут восстанавливаться достаточно долго. Более того, часть населения практически полностью исчерпала сбережения и не сможет увеличивать спрос, особенно на более дорогие позиции, а спрос в HoReCa будет восстанавливаться очень медленно, с учетом того, что большая часть небольших ресторанов и кафе закрылась навсегда, а новые будут появляться не так активно.
Наметившийся тренд пропаганды негативного отношения к молоку и замены его на растительные аналоги.
На рынок в 2020 году существенно будут воздействовать макроэкономика и регуляторные меры. Важную роль в текущем году будет играть девальвация рубля, которая ощутимо увеличит себестоимость производства.
Себестоимость молочной продукции увеличивается: меняется курс валют, возможен рост тарифов на газ, повысятся затраты на сервис, введение маркировки также сильно отразится на себестоимости. Это еще один фактор, вносящий неопределенность.
DN: Сталкивались ли вы с ограничением цен в крупном ритейле?
Такие ограничения всегда были и есть: сети всегда стараются сдерживать увеличение цен.
DN: На ваш взгляд, выросли ли затраты на себестоимость производства молочной продукции в последние полгода? Вероятен ли рост цен к Новому году?
Конечно, вероятен. Цены растут уже сейчас, себестоимость тоже растет - это очевидный факт. Про повышение цен уже заявили многие крупные производители. Помимо опубликованного в СМИ заявления представителей «Вкуснотеево», у нас есть информация об уже заявленных повышениях от «Лебедянь», «Кубанского Молочника» и ряда других производителей.
Популярные темы
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью
18.03.2024
Dairy Index DIA вырос на шесть копеек
26.02.2024
Dairy Index DIA вырос на пять копеек