Комментарий эксперта

Михаил Мищенко, директор Центра Изучения Молочного Рынка (DIA)
Михаил Мищенко, директор Центра Изучения Молочного Рынка (DIA):
- По данным DIA, сотня крупнейших молочных заводов в стране растет быстрее, чем 100 крупнейших производителей молока (100 заводов в 2019 году переработали на 820 тыс. тонн больше; 100 производителей произвели - на на 530 тыс. тонн больше). В 2020 году тенденция продолжается. То есть, существует перекос в динамике роста в пользу спроса, подчеркнул аналитик.

На рынке переработке идет перераспределение. Транснационалы сокращают объемы переработки молока и перераспределяют спрос на биржевое сырье. Кроме того и выручка у них не растет и даже сокращается. Национальные производители растут очень быстро (КОМОС, ЮКМП, МОЛВЕСТ и т.д.). Еще быстрее растут региональные производители, в том числе являющиеся агрохолдингами. Они конкурируют с крупнейшими игроками и на полке, и в сырье.
Кроме того, в условиях пандемии многие региональные и местные производители сырого молока серьезно задумались начали заниматься собственной переработки и даже реализацией К ним относится пример ЗАО «Калининское» из Тверской области, «Красный маяк» из Ярославской области. Это также перераспределяет рынок и создает дефицит сырья.

Во время летнего перерыва в пандемии многие региональные переработчики получили свою «минуту славы» и ощутили сильный спрос со стороны туристов (в первую очередь, жителей крупнейших мегаполисов), не сумевших выехать за рубеж и начавших тратить свои деньги на родине. Ожидая дальнейший спрос многие сохранили и нарастили объемы закупок. В таком же направлении действует общепит. Развивается переработка молока непосредственно в ресторанах и на фабриках-кухнях. Вообще, общепит - это будущий сильный конкурент молочных заводов.

Аналитики Центра изучения молочного рынка отмечают, что количество перерабатывающих предприятий в отрасли растет. За 2 года в России стало более чем на 200 перерабатывающих заводов и цехов больше.
Национальная валюта падает. Это, с одной стороны поддерживает цену на молоко, а с другой увеличивает себестоимость производства сырья. На мой взгляд главным драйвером роста цены является никуда не поехавший русский турист, который начал тратить внутри страны. В совокупности со слабым рублем.
02.04.2021
Ярославская область - три города Золотого кольца России, семнадцать районов и… никому не нужные дороги. Предприятия региона не первый год жалуются на качество дорог и зачастую их отсутствие. По сей день проблема не решается, что приводит уже к закрытию целого ряда организаций на селе.
Читать полностью
Календарь