Комментарий эксперта

Михаил Карякин, генеральный директор ООО «ЭНВИРО-ХЕМИ ГмбХ»
Михаил Карякин, генеральный директор ООО «ЭНВИРО-ХЕМИ ГмбХ»:
Средние и малые предприятия в любом случае готовы к изменениям, связанным с отнесением молочных заводов к предприятиям, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Все это осуществляется в пользу этих предприятий.

В рамках других законодательных документов, предприятия молочной отрасли, вне зависимости от класса их опасности, обязаны иметь локальные очистные сооружения. Особенно предприятия с расходом свыше 200 кубических метров в сутки. Это приблизительно 80-90% молочного рынка. То есть никто не снял с них обязанности. Соответственно, их стоки действительно оказывают негативное воздействие. Но предприятия, находящиеся как в первом, так и во втором классе опасности, по-прежнему обязаны иметь очистные сооружения, потому что такие заводы оказывают негативное воздействие на городские очистные сооружения.
Но когда предприятия переходят из первой категории опасности во вторую, к ним меняются требования по, если я не ошибаюсь, онлайн мониторингу и срокам его исполнения за качеством очистки. То есть предприятия, находящиеся в первой группе, обязаны иметь определенные приборы учета, онлайн измерения. Определены сроки по ключевым показателям, которые необходимо отправлять в единую систему.

 Пока еще не понятно, как это будет работать и как их измерять, потому что не все ключевые показатели на молокозаводе можно измерять в режиме онлайн. В принципе не существует таких приборов для того, чтобы онлайн измерять жиры, БПК (биологическое потребление кислорода), что является одним из основных источников, и так далее. То есть какие-то показатели можно мерить онлайн, какие-то – нельзя.

Во второй группе этот механизм упрощается, если не ошибаюсь, просто до процесса декларирования этих показателей. «Союзмолоко» наоборот всеми правдами и неправдами пытался лоббировать процесс по переводу молочных предприятий из первой группы во вторую. То есть это наоборот послабление. То, что сделали его представители, сделано в пользу молочных предприятий. То есть их деятельность не ухудшили, а наоборот пошли им навстречу. Но это не сняло с них обязанности иметь очистные сооружения.

Наше законодательство допускает выброс сточных вод на городские очистные сооружения без очистки для малых предприятий при условии, что водоканал готов принять эти сточные воды и произвести очистку за предприятия. Если выбросы свыше 200 кубометров, то заводы обязаны иметь локальные очистные сооружения, а небольшие предприятия – нет, только если водоканал готов сделать эту работу за них.

Для тех малых предприятий, которые не имеют доступа к водоканалу, а сбрасывают в водоемы рыбхозы высшей категории, у нас есть федеральный закон, регулирующий эту деятельность. Так, не важно сбрасывается 1, 10, 20 или тысячи кубов, предприятие обязано обеспечить доведение очистки до норм рыбхоза высшей категории. Там уже не идет речь о локальных очистных сооружениях.
Я думаю, что малые предприятия не должны относиться к первым категориям и вряд ли будут. Потому что даже чисто гипотетически имеют локальные очистные сооружения, а в документе написано именно о локальных очистных сооружениях. На молокозаводах элементарно есть жироловки, что тоже может трактоваться как локальные очистные сооружения. Поэтому я думаю, что крупные предприятия перейдут во второй класс опасности, потому что они имеют очистные сооружения. А в первом останутся малые предприятия, которые их не имеют и не хотят их строить.
Честно говоря, малым предприятиям невыгодно ставить очистные сооружения. То есть чистить сточные воды с расходом менее 50-100 кубических метров в сутки – экономически нецелесообразно. Поэтому локальные предприятия должны иметь очистку, которая позволяет удерживать вещества, негативно влияющие на городские сооружения. А взбросы канализации, которые у нас существуют до сих пор, уже негативно не сказываются на окружающей среде, и эти показатели может доводить водоканал, потому что вещества уже не оказывают негативного воздействия.
Если мы полностью рассматриваем достижения норм водоканала, то очистные сооружения малым предприятиям строить невыгодно. Но если мы рассматриваем то, что малые предприятия делают только физико-химическую очистку для удаления жиров, то в этой связи данную стадию очистки они могут себе позволить реализовать, при этом она не позволяет полностью выполнить нормы сброса в канализацию.

Получается, что с экономической точки зрения, крупным предприятиям имеет смысл строить очистные сооружения. Что касается малых и средних – смысл есть только при условии, если под сооружениями понимается физико-химическая очистка. При этом, если по законодательству будут настаивать именно на полном достижении норм сброса для малых предприятий, то им это будет сделать сложнее, нежели крупным предприятиям.
12.04.2021
Молокосодержащие продукты. Часть игроков рынка до сих пор считает, что данную категорию необходимо исключить из технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции», чтобы не вводить потребителя в заблуждение и сделать «натуральные» молочные продукты конкурентоспособнее. Вопрос усилился с введением «сложносочиненных» терминов, именующих продукты с заменой молочного жира (вроде продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметана/сыра/молока).
Читать полностью
Календарь