28.12.2020

Комментарий эксперта

Владислав Чебурашкин, Основатель и гендиректор Братья Чебурашкины. Семейная ферма
Владислав Чебурашкин, Основатель и гендиректор Братья Чебурашкины. Семейная ферма:

DN: Какое событие уходящего года для вас и/или вашей компании стало ключевым?

Коронавирус и ограничения на привычные модели продаж, угроза остановки производства, изменения в поведении покупателя - вот сложные проблемы, с которыми все мы столкнулись в 2020. И ещё неопределённость в будущем. Но нашей отрасли не стоит сильно жаловаться, есть целые группы бизнесов, пострадавших гораздо сильнее. Мы же производим товары повседневного спроса.

DN: Есть ли человек (в отрасли), которого в уходящем году вы можете назвать героем года? Почему?

Мы познакомились с Владимиром Ковакиным, фермером из Орловской области. Он сильно впечатлил своим настроем и работой, производит экологически чистое зерно и продукты. Отличный пример для подражания, побольше бы таких.

DN: Что для вас в 2020 году - потеря года?

В 2020 на несколько месяцев закрылись кафе и рестораны, немало точек закрылось навсегда. И вообще, произошел сильный удар по малому и среднему бизнесу. Люди потеряли рабочие места. Для нас, продажи в HORECA существенная доля дохода. Да и жаль, если люди будут меньше ходить в общепит, ведь это часть разнообразия жизни, часть культуры и просто позитив.

DN: Расскажите, пожалуйста, каковы ваши ожидания от будущего года?

Офисы в Москве пустеют, многие перешли на удаленку. Обеды и перекусы из магазинов менее популярны, соответственно, продажи некоторых продуктов индивидуального употребления уменьшились. Это изменение останется и, возможно, усилится в 2021. С другой стороны, укрепилось понимание, что качественная еда - это залог здоровья. Повысился спрос на традиционные кисломолочные продукты. Внимание к качеству еды, думаю, останется. Онлайн каналы продаж усилятся, но неэффективные или недокапитализированные бизнесы не выдержат конкуренции с гигантами.

DN: Какие тренды на рынке продолжат оказывать влияние на отрасль в 2021 году?

Сезонность потребления молочки, думаю, немного изменится. Поменялось то, как и где люди проводят отпуска. Часть населения мегаполисов переместится за город.

Введение маркировки несколько изменит себестоимость, уже вносит неопределённость и риски. Возможно, уменьшится количество производителей продуктов, начнётся укрупнение/поглощение бизнесов.

DN: Что бы вы хотели пожелать своим коллегам и участникам отрасли?

Я пожелаю всем нам быть более эффективными в производстве и продажах, не терять качества, находить и завоёвывать своих лояльных покупателей. Реже сталкиваться с непреодолимыми препятствиями и не терять присутствия духа.

13.01.2021
Новый 2021 год начался с положительной для молочной отрасли новости: с 1 января в силу вступило Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий". Оно будет действовать до 1 января 2027 года. Это значит, что теперь молочные предприятия при условии, что у них установлены очистные сооружения или заключен контракт по очистке водных объектов с местным водоканалом, переходят из I категории опасности во II.
Читать полностью
Календарь