28.12.2020

Комментарий эксперта

Андрей Шутов, управляющий акционер КОМОС ГРУПП
Андрей Шутов, управляющий акционер КОМОС ГРУПП:

DN: Какое событие уходящего года для вашей компании стало ключевым и наиболее серьезно повлияло на ее деятельность?

Несмотря на то, что сельское хозяйство и производство продуктов питания были признаны отраслями, менее всего пострадавшими от карантинных ограничений, ключевым событием 2020 года для нашей компании, как для многих участников рынка, стала пандемия коронавирусной инфекции и ее экономические последствия.

Основным фактором риска для всех товаропроизводителей остается резкое снижение с начала года уровня доходов и платежеспособности населения. Как следствие, мы отмечаем падение потребительского спроса на ряд высокомаржинальных и инновационных продуктов питания. Покупатель переориентировался на более дешевые базовые продукты. Такая трансформация потребительских предпочтений, рост уровня домашнего потребления, обязала нас искать новые эффективные формы взаимодействия с покупателем, активно развивать каналы e-commerce, создавать собственные торговые площадки и онлайн-магазины.

         На развитие экспортного направления отрицательное влияние оказало закрытие государственных границ, ужесточение пограничного и таможенного контроля. В начале года мы были вынуждены частично скорректировать экспортные планы и перенести часть обязательств по контрактам на более поздний срок. С июня ситуация незначительно стабилизировалась, но пандемия продолжает диктовать свои условия. Помимо традиционных проблем, связанных с продвижением российской продукции на зарубежных рынках, экспортеры столкнулись с такой сложностью, как уязвимость российской транспортной сети: отдельные международные автомобильные пункты пропуска и сегодня работают с существенными перебоями; болевой точкой для российских экспортеров остаются контейнерные перевозки, которые являются преимуществом наших конкурентов на внешнем рынке.

         Еще одним косвенным следствием пандемии стала девальвация национальной валюты, которая вызвала рост цен на импортное сырье и оборудование. В этой ситуации предприятиям АПК была оказана господдержка в виде увеличения лимитов на краткосрочные льготные кредиты на одного заёмщика с 600 млн рублей до 1 200 млн рублей. Это позволило нам обеспечить предприятия агрохолдинга дешёвыми оборотными средствами и незначительно компенсировать затраты на основные виды сырья, которые выросли в цене.

Неприятным последствием ослабления рубля стало удлинение инвестиционной фазы ряда реализуемых нами проектов. Параметры нескольких инвестпроектов, которые предполагали поставку современного импортного оборудования, нам даже пришлось пересмотреть, а их выполнение перенести на следующий год. Тем не менее, несмотря на сложности, мы продолжили реализацию наиболее крупных и стратегически важных для холдинга проектов. В частности, второй этап реконструкции Казанского молочного комбината, а также работы в рамках СПИКа «МИЛКОМ-2020» на нескольких производственных площадках молочного субхолдинга, что приблизит нас к нашей главной амбициозной цели – увеличению объемов переработки молока до 1 тыс. тонн в сутки.

DN: Какие тренды на рынке, на Ваш взгляд, продолжат оказывать влияние на отрасль в 2021 году?

Пандемия коронавируса внесла серьезные коррективы в работу всех предприятий сельскохозяйственной отрасли, трансформировала привычные протоколы работы в связи с сокращением личных контактов. Известная фраза «Мир уже никогда не будет прежним» стала актуальной как никогда. Многие сегменты, такие как e-grocery и сервис доставки продуктов питания «до двери» буквально на наших глазах отвоевали львиную долю рынка у традиционных каналов продаж. Благодаря маркетплейсам значительно вырос рынок онлайн-торговли, покупатели получили шанс приобретать качественную и свежую продукцию непосредственно от производителя и часто по цене ниже магазинной.

Принимая во внимание эти тенденции, мы решили создать собственный монобрендовый маркетплейс – «ТАУ МАРТ». С октября текущего года в тестовом режиме он функционирует на территории Удмуртской Республики. Основная часть представленных в онлайн-магазине товаров – это продукция предприятий агрохолдинга, требующая особых условий хранения и доставки. Посредством данного канала мы анализируем вкусы и предпочтения наших покупателей, скорость доставки и уровень нашего сервиса, и в дальнейшем планируем расширить его географию на соседние регионы.

Одним из основных трендов, который в следующем году будет оказывать существенное влияние на развитие отрасли, станет введение с мая 2021 года обязательной маркировки молочной продукции. Это тема, о которую «сломано не одно копье»: с одной стороны, государство для повышения прозрачности и налоговой эффективности настаивает на введении системы маркировки товаров с возможностью диспетчеризации их маршрутов. С другой стороны, для производителя все эти нововведения связаны с существенными финансовыми затратами на установку нового оборудования для нанесения цифровой маркировки. По данным Союзмолоко, затраты производителей в первый год составят не менее 61,3 млрд рублей, а в дальнейшем – ежегодно еще не менее 35,2 млрд рублей. Это хорошо понимают и в Министерстве сельского хозяйства, разрабатывая корректирующие меры по поддержке отечественных сельхозпроизводителей.

Уже сегодня компания «МИЛКОМ» присоединилась к эксперименту по маркировке и прослеживанию готовой молочной продукции «Честный знак»: на площадке Пермского хладокомбината «Созвездие» мы начали в тестовом режиме наносить на упаковку мороженого data matrix-коды и столкнулись с рядом существенных проблем. Основная из них состоит в том, что предоставленное нам ЦРПТ оборудование компании «ТрекМарк» не справляется со скоростью наших линий, в результате чего образуются заторы из продукции. В настоящее время все спорные вопросы мы фиксируем и отправляем в Союзмолоко, Союз мороженщиков России и ЦРПТ, но, основываясь на первом неудачном опыте, можем с уверенностью сказать, что маркировка будет одним из самых серьезных вызовов для наших молокоперерабатывающих предприятий в следующем году.

В направлении государственной поддержки текущий год характеризовался мерами по стимулированию инвестиционной деятельности и созданию условий для повышения эффективности агропромышленного производства.

На федеральном уровне одной из таких мер стало предоставление налоговых льгот и субсидий на строительство и модернизацию инфраструктурных объектов в рамках Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Также был утвержден порядок бюджетного инвестирования в инфраструктурные объекты, необходимые для реализации инвестиционных проектов за счет снижения задолженности регионов по бюджетным кредитам. Это существенная поддержка инвесторов, так как инфраструктурные объекты при значительных затратах не окупаемы.

Министерством сельского хозяйства РФ в текущем году было определено новое направление в субсидировании агропромышленного производства – разделение субсидий на компенсирующую и стимулирующую части и передача полномочий по определению условий и порядка их предоставления с федерального уровня на региональный. Введение стимулирующей части положительно повлияет на развитие сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, а применение субъектами РФ разных подходов к распределению субсидий позволит учитывать своеобразие условий функционирования территориальных АПК.

Если говорить о субъектах РФ, то в текущем году во всех регионах нашего присутствия отмечалось повышенное внимание к решению задач аграрного сектора экономики. Так, существенной мерой для усиления экспортного потенциала организаций АПК Удмуртии стали гранты на создание или модернизацию экспортно ориентированного производства, предоставляемые Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

Значительную поддержку в процессе модернизации производственных объектов нам оказали Министерство сельского хозяйства и Министерство промышленности и торговли Пермского края. Большое внимание этому направлению уделяет и Минсельхоз Республики Татарстан.

Для совершенствования государственной поддержки в части стимулирования инвестиционной деятельности специалистами нашего холдинга разработаны предложения о предоставлении инвестиционного налогового вычета «материнским» компаниям сельскохозяйственных предприятий. Эта мера, на наш взгляд, позволит не только обеспечить быструю модернизацию производственных мощностей на основе использования современных технологий, автоматизации, информатизации и цифровизации, но обеспечить развитие сельских территорий за счет создания новых высокотехнологичных рабочих мест.

DN: Какие достижения уходящего года вы можете назвать, как своей компании, так и на рынке в целом?

Одним из главных достижений уходящего года для нашей компании стали рекордные продажи продукции под брендом «Село Зелёное». Согласно рейтингу Nielsen, «Село Зеленое» признано самым быстрорастущим брендом в России, а агрохолдинг «КОМОС ГРУПП» – самой быстрорастущей компанией в категории молочных продуктов. По сравнению с прошлым годом выручка от продаж продукции под этим брендом выросла на 48 % – до 14,2 млрд рублей, а к концу следующего года мы планируем увеличить ее еще на 23%. Кроме того, мы приняли решение провести ребрендинг упаковки «Села Зелёного».

Также в этом году мы вывели на рынок два новых федеральных высокомаржинальных бренда – Angelato в категории delicious и Fitness Time в категории функциональных молочных продуктов. Целевой ориентир по ним за три года – 0,5 млрд руб. выручки в год.

Наш молокоперерабатывающий субхолдинг, ОАО «МИЛКОМ», получил награду от X5 Retail Group как лучший поставщик в категории СТМ. За время нашего сотрудничества совокупный товарооборот по агрохолдингу вырос в семь раз. Нам приятно, что нашу работу отметила одна из сильнейших федеральных компаний, и мы со своей стороны намерены и дальше развивать сотрудничество и увеличивать объемы поставок в магазины X5.

Если говорить о других направлениях, то в течение года мы реализовали много инициатив по оптимизации бизнес-процессов и их цифровизации, утвердили стратегию цифровой IT-трансформации агрохолдинга. Для нас это не модный тренд, а настоящая возможность сделать все процессы предприятия прозрачными, а значит – более эффективными, что способствует обновлению всей системы управления холдингом в соответствии со стремительно развивающимся рынком FMCG. Очень радует, что в данном направлении нас поддерживает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. В частности, благодаря постановлению правительства РФ «О государственной поддержке цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы» мы смогли привлечь льготные инвестиционные кредиты на финансирование ИТ-проектов в Газпромбанке.

В настоящее время ряд крупных IT-программ находится на финальной стадии реализации. Отдельно хотелось выделить инициативу по внедрению SAP SF, что потребовало пересмотра целого пула процессов, стандартизации обширного массива данных, а также проекты по внедрению глобальной ERP-системы.

Кроме того, мы начали внедрение процессного подхода к управлению – как способа трансформации всей системы управления; приступили и уже частично реализовали проект по созданию общих центров обслуживания компании (ОЦО) – «ЦЕС-КОМОС» по HR-направлению и «КОМОС –Право».

Также я хотел бы поблагодарить Министерство сельского хозяйства РФ, которое несмотря на непростую ситуацию не только понимает потребности отрасли, но и находит возможности и ресурсы поддерживать инвестиционные проекты через механизмы выделения льготных кредитов, инвестиционных налоговых вычетов, а также грантов. В рамках утвержденной инвестиционной программы на 2020 год нами реализованы все проекты, при этом они профинансированы за счет привлечения долгосрочных льготных инвестиционных кредитов. В 2020 году нами были использованы производные финансовые инструменты, которые позволили снизить риски роста ключевой процентной ставки, и соответственно, процентных ставок по портфелю холдинга.

DN: Расскажите, пожалуйста, каковы Ваши ожидания от будущего года? Какие ключевые цели ставит компания в развитии на будущий год?

Одним из перспективных направлений нашей деятельности в следующем году станет развитие экспорта. Несмотря на карантинные ограничения и последствия пандемии, наши отгрузки в зарубежные страны – Китай, Монголию, Казахстан, Армению, Беларусь, Узбекистан и Таджикистан по итогам 2020 года выросли более чем в десять раз и составили 130 млн рублей. В следующем году мы планируем увеличить поставки за рубеж в три раза, расширить географию экспорта на ряд государств Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Сегодня мы анализируем ситуацию, учимся играть по новым, обусловленным пандемией, правилам. Вместе с другими игроками мы настраиваемся на новый формат общения: переход личных коммуникаций в онлайн (выставки, бизнес-миссии, конференции, переговоры) пока отрицательно сказывается на результате, так как цикл сделки в онлайн-формате занимает гораздо больше времени. Более того, наши контрагенты привыкли к вербальному общению и не готовы пока заключать сделки по телефону или интернету. Поэтому в основном «выстреливают» уже существующие контракты.

В Удмуртской Республике, где расположена большая часть наших активов, 2021 год объявлен годом села. Поэтому надеемся, что это способствует созданию благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе. Для нашей компании – это, прежде всего, завершение проекта «МИЛКОМ-2020», проекты по увеличению объемов производства творога, сухих молочных продуктов, мороженого, пельменей, мясных полуфабрикатов, создание предприятия по единому убою яичной птицы. Готовим проектную документацию на строительство новой молочной фермы на 3 000 голов дойного стада, а также на комплексное обустройство площадки под компактную жилищную застройку, т.н. агрогородка для строительства жилья в целях привлечения и закрепления высококвалифицированных специалистов. Цель всех этих проектов – рост объемов производства продукции, расширение рынков сбыта, в т.ч. увеличение экспортных поставок молочных и мясных продуктов.

Кроме того, планируем продолжить реализацию стратегии цифровой трансформации, активно развивать такой сегмент, как собственные e-commerce-площадки, а также присутствие продукции под нашими брендами на витринах существующих маркетплейсов.

 

DN: Ваши пожелания участникам рынка и коллегам в наступающем году?

 

Как сказал Уинстон Черчилль: «Любой кризис – это новые возможности». Год выдался непростым во всех отношениях. Он вскрыл все проблемы мирового сообщества – в экономике, в социуме, в здравоохранении, в других сферах жизни. Сегодня мы наблюдаем глобальную нравственную переоценку, потому что люди осознали, насколько хрупок созданный ими мир. Поэтому в первую очередь я желаю нам всем постараться обратить ситуацию, в которой мы вынужденно оказались, себе во благо и постараться найти внутренние опоры, чтобы вступить в новый год еще более сильными, стойкими и целеустремленными. Конечно, я желаю всем богатырского здоровья и крепкого иммунитета – 2020 год показал нам, насколько это важно; желаю оставаться позитивными и радостными, несмотря на все испытания, которые нам пришлось пережить. Пусть наступающий год станет годом принятия правильных решений, постановки амбициозных целей, реализации масштабных проектов и, конечно, только положительных изменений!

04.05.2021
Новый год, 23 февраля, 8 марта – праздники никогда не были помехой потреблению молока. Наоборот, в такие дни спрос на молочные продукты обычно увеличивается.
Читать полностью
  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс
12
Ср
12
Ср
12
Ср
18
Вт
18
Вт
18
Вт
22
Сб
Календарь