29.12.2020

Комментарий эксперта

Анатолий Лосев, генеральный директор ГК "МОЛВЕСТ"
Анатолий Лосев, генеральный директор ГК "МОЛВЕСТ":
DN: Какое событие  уходящего года для вас и/или вашей компании стало ключевым и наиболее серьезно повлияло на вас и/или компанию?
В первом полугодии им стал COVID-19. Как следствие Локдаун, который повлиял на емкость рынка, особенно в каналах HoReCa, школьного питания. Как следствие излишки сырья и снижение цен на него. Локдаун повлиял на привычный образ жизни потребителя. Повысился спрос на продукты для готовки дома. И возник спрос на доставку продуктов и прочего до дома.

Во второй половине года наибольшее влияние на отрасль оказали: засуха в ряде регионов, повлекшая низкий урожай и рост себестоимости кормов; а также девальвация рубля, повлекшая рост стоимости шротов, удобрений, ветпрепаратов и прочих составляющих производства. Следствием стал резкий рост цены на молоко-сырьё. Кроме того, оба осенних фактора привели к подорожанию продуктовой корзины. Разумеется, у всех производителей появилась необходимость любым способом избавиться от излишков сырья, мы увидели в магазинах бесконечные акции с ненормальной глубиной скидок. Мы тоже в этом участвовали, многие акции принесли убыток, но другого выхода не было. В результате цена на сырье просела, что сказалось на рентабельности сельхозпредприятий. К осени ситуация изменилась: канал HoReCa восстановился на 40%, школы заработали. Но тут нас, как и всех россиян, постигла другая напасть – девальвация рубля, которая привела к существенному повышению себестоимости. В переработке, это, прежде всего, стоимость запасных частей, упаковочного материала, ингредиентов, фруктовых наполнителей. В сельскохозяйственном производстве это привело к росту стоимости кормов. Цена премиксов и шротов «привязана» к доллару, соответственно - цена выросла, себестоимость молока тоже. Кроме того, практически идентично курсу увеличились цены на ветеринарные препараты, удобрения и прочее, что вынудило поставщиков молока поднимать цены и в конце года они взлетели более чем на 10%. Рост валюты привел также к росту объемов экспорта, что в целом неплохо для страны, но плохо для молочной отрасли, потому что поднимается стоимость не только импортных составляющих корма, но и кукурузы, ячменя, которые выгоднее продавать за границу.

Упал спрос на продукты индивидуального потребления, которые мы едим на ходу, например, питьевые йогурты. Выросло потребление тех продуктов, которые мы используем при приготовлении блюд – сливки, творог, сметана. Продолжился тренд на замещение сырных продуктов натуральными сырами. В целом в категории сыров, рост незначительный, примерно 1-1,5%. Если смотрим на натуральные сыры, то их продажи выросли на 10%, то есть на 9% упали объемы производства сырозаменителей.

DN: Какие достижения уходящего года вы можете назвать?
По ряду направлений производительность компании "Молвест" выросла от 7 до 13%, а в целом примерно на 4,5%.

Мы продолжаем наш проект по производству сухих ингредиентов, надеемся в ближайшем месяце достигнуть 100% производительности. Выросли объемы производства сыра и масла, сливок, стерилизованного молока. Что касается режимов работы предприятий, COVID-19 коснулся наших работников: офисные сотрудники трудятся на «удаленке», примерно половиной состава. На производстве мы себе этого позволить не можем, поэтому ввели жесткие карантинные мероприятия для уменьшения рисков распространения COVID.

Экспортные планы были в начале года, прежде всего по сухим ингредиентам и сырам, но в связи с локдаунами и карантинами по всему миру все эти планы не сбылись. Все страны были закрыты, перемещение товаров ограничено, перемещение людей запрещено. Сейчас ситуация немного начала меняться в лучшую сторону, мы надеемся, что до конца года отгрузим в Китай то, что планировали. Экспорт цельномолочной продукции осуществляем в ближайшие соседние страны – Узбекистан, Казахстан и Азербайджан.

Еще одно достижение этого года - отгрузка партии гранулированной люцерны в Чехию. Сделка состоялась при участии Ассоциации производителей-экспортеров сена и кормов. Всего в Чехию было отправлено 275 тонн люцерны.

DN: Расскажите, пожалуйста, каковы ваши ожидания от будущего года?
Мы должны быть готовы ко всему, потому что ситуация все еще нестабильная. Либо сейчас все останется как есть, и мы будем также наращивать объемы продаж по каналам онлайн-торговли. Либо все будет возвращаться в привычное русло.  

DN: Какие тренды на рынке продолжат оказывать влияние на отрасль в 2021 году?
Будет сложным из-за того, что цена на сырье выросла, а государство решило заняться ценами. Цены определяет рынок, государство не должно вмешиваться напрямую в ценообразование. Оно может стимулировать рынок, влиять на вывоз продукта за границу, на рентабельность этого вывоза, чтобы равно одинаково было выгодно продавать продукцию и внутри страны и на экспорт, тогда это будут рыночные механизмы регулирования цен. Если принимать решение о девальвации национальной валюты, нужно понимать последствия, потому что нельзя сделать всем хорошо. Если это хорошо для нефтяных компаний, то мы понимаем, что для обычного потребителя это будет плохо. Потому что все мы зависим не только от подсолнечного масла, но и от всего, что мы покупаем в магазинах вплоть до бытовой техники.

Маркировку удалось немного перенести в связи с тем, что система не готова, это видно и по фармрынку. У нас ситуация еще сложнее, ведь лекарства не испортятся, если три дня полежат на складе, а для молока это критично. Поэтому введение маркировки будет проводиться поэтапно. Для отрасли это ничего хорошего не даст, для нас это дополнительная денежная нагрузка: только сумма инвестиций для внедрения маркировки ориентировочно составит 300 млн рублей. Существенная сумма, которую не хотелось бы на это тратить, мы могли бы ее потратить на что-то более полезное. Изначально планировалось введение маркировки с 20 января 2021 года, сейчас все продукты разбиты на три категории: с 1 июня только сыр и мороженое, с 1 сентября продукция со сроком хранения более 40 дней – масло и молоко длительного хранения, и потом в декабре все остальное.

DN: Что бы вы хотели пожелать своим коллегам и участникам отрасли?

Я бы пожелал в первую очередь всем здоровья, чтобы мы все вернулись к нормальной жизни. А бизнесу хотел бы пожелать выдержать это испытание. И более щадящего и профессионального вмешательства государства в регулирование экономики.

12.04.2021
Молокосодержащие продукты. Часть игроков рынка до сих пор считает, что данную категорию необходимо исключить из технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции», чтобы не вводить потребителя в заблуждение и сделать «натуральные» молочные продукты конкурентоспособнее. Вопрос усилился с введением «сложносочиненных» терминов, именующих продукты с заменой молочного жира (вроде продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметана/сыра/молока).
Читать полностью
Календарь