Комментарий эксперта

Михаил Мищенко, директор Центра изучения молочного рынка (DIA)
Михаил Мищенко, директор Центра изучения молочного рынка (DIA):
Цена в России высокая в пересчете на рубли, однако все еще значительно ниже мировой. Валютная волатильность привела к тому, что сегодня большинство российских компаний конкурентоспособно по цене. Однако, даже с учетом этого, необходимо понимать, что для развития экспорта нужна инфраструктура и полное понимание того, куда надо направлять продукцию.

На мой взгляд, экспорт может быть совершенно спокойно реализован в Казахстан и в страны Азии. Что касается конкуренции с Беларусью на этих рынках, по экспорту у нас больше преимуществ - в частности, общая граница с Казахстаном. Для Беларуси в ближайшие годы стратегическим рынком, на мой взгляд, будет Украина. Россия должна сосредоточиться на Средней Азии.

Важный момент - мы должны поставлять на экспорт наиболее дешевую продукцию. В том числе продукцию с ЗМЖ. Речь идет в первую очередь о готовой продукции, не о сырьевых товарах.

И сегодня нужно понимать - когда придет время и грянет фактор перепроизводства, насколько отрасль и государство будут в состоянии (в том числе технически) экспортировать. Основной риск связан с тем, что цена может начать снижаться, за этим фермы начнут вырезать поголовье, производство будет сокращаться. У этой палки два конца - перепроизводство может привести к падению цен и сокращению объемов производства. Если конечно отраслевое сообщество и государство не успеют подготовить пути выхода из этого
22.06.2021
1 июня 2021 года в России стартовала обязательная маркировка молочной продукции. Отрасль стала первой из пищевых, на которую было распространено действие постановлений Правительства, вводящих маркировку средствами идентификации и далеко не первой, выступившей против этого новшества. Между тем, 20 лет назад введение похожей системы было отменено решением Конституционного суда.
Читать полностью
Календарь