Горячая тема
Молочные канатоходцы: как найти баланс
Принцип канатоходца требует балансирования и уравновешивания: даже в пандемию можно найти плюсы и минусы, которые позволят не только оставаться на производственной трапеции, но идти вперед. The DairyNews поговорило с компаниями-поставщиками решений для молочной отрасли и узнало их видение текущей ситуации на рынке, прогнозы и сделало выводы.
Читать полностью
Читать полностью
Комментарий эксперта
Сергей Резуненко, генеральный директор «Кизельманн Рус Юг»:DN: Как отразилась пандемия и вызванный ею кризис на предприятиях отрасли?
- Кризисные явления независимо от причин их вызвавших, периодически происходящие время от времени, обнажают проблемные места в любом бизнесе! Производство и переработка молока не исключение, правда в отличие от других отраслей, остановить процесс невозможно, так как коровам всё равно какие проблемы у людей! Основные вызовы с которыми столкнулась отрасль на мой взгляд выглядят следующим образом:
1. Риски связанные с возможным заболеванием сотрудников и членов их семей
2. Дополнительные затраты на обеспечение безопасности (санитайзеры, маски, тестсистемы, термометры и прочее)
3. Неопределённость (карантин который не объявлен , самоизоляция как новое экономическое понятие, пропуска, штрафы )
4. Валютные риски и неопределённости
5. Срывы поставок упаковки, расходников, сервиса, логистические неурядицы и т.д.
DN: Насколько на ваш взгляд, различалось течение локдаунов в мире и в России - как сказались ограничения и период самоизоляции на ваш взгляд, на молочной отрасли?
- Сложно судить о течении локдаунов в мире и в России, сидя дома в условиях самоизоляции и получая информацию из СМИ. По прошествии времени, получив информацию от коллег из разных стран и регионов, можно сделать вывод что мир никогда не будет прежним! Реальные сектора экономики сохранили работоспособность, экология очистилась, horeca и индустрия развлечений прекратили работу или как учёба ушли в онлайн. Молочная отрасль получила увеличение объёмов продаж в начале пандемии, еле успевая выполнять заявки торговли! Затем наступила полоса стабилизации продаж. Участники рынка потеряли 10-20% продаж в секторе horeca и социальной сфере, особенно те предприятия которые ориентировались на эти направления. Многие прибавили в интернет продажах. Но в первую очередь те, кто еще до пандемии заморочился развитием онлайн-торговли и доставки.
DN: Какие задачи встали перед компаниями рынка в пандемию?
Основная задача в создавшихся условиях - удовлетворение потребности общества, а у общества в условиях пандемии появился запрос на качественные молочные продукты которые по мнению потребителя влияют на иммунитет. В дальнейшем ожидается рост потребления продуктов с невысокой ценой, связанный с падением покупательской способности населения. Эти задачи должна решать молочная отрасль!
DN: Насколько быстро современные технологии и поставщики решений могут обеспечить перестройку компаний в жестких условиях резкого изменения потребительского спроса?
Всплеск потребительского спроса в начале кризиса показал, что отрасль готова работать в авральном режиме, но так развивается ситуация только у тех предприятий, которые оснащены с учетом современных требований по автоматизации производственных процессов и имеют резервные мощности! К сожалению, оперативно перестроить процесс производства и применить современные технологические решения не просто, т.к. необходимо иметь проект, который как правило требует выполнения условий, реконструкции и модернизации предприятия, без остановки действующего производства! Изготовление и поставка оборудования занимает ещё 6-10 месяцев, монтаж и пуско–наладка ещё 2-4 месяца, итого от года до двух и более. Хотя это всё-таки индивидуально.
DN: Как вы полагаете, как будет развиваться молочная отрасль в период когда будет найдена вакцина или власти начнут снимать наиболее серьезные ограничения по всей стране? На что стоит делать упор в развитии?
Молочная отрасль имеет столько вызовов и задач, что пандемия в этом списке не самая первая! Поэтому необходимо будет сделать упор на решении экологических проблем, с применением мембранных технологий и переработкой сыворотки, разработкой новых инновационных продуктов функционального назначения. Также нужно повышать рентабельности производства, снижать себестоимость продукции!
DN: Как вы оцениваете вопрос конкуренции растительных альтернатив и молочной продукции?
На мой взгляд растительные альтернативы не являются конкурентом молочной продукции, поскольку сами по себе - условное подражание,а люди употребляющие эти продукты в пищу, как правило не являлись потребителями молока и продуктов из него! Скорее это дорога к молоку. Молочникам же лучше тратить силы и средства на популяризацию и рекламу производимой ими продукции и пропаганду здорового образа жизни!
DN: Какие мировые тренды в переработке молока будут распространяться и в России?
Из мировых трендов на мой взгляд заслуживают внимания продукты для перекуса, продукты небольшого формата, с различными экзотическими вкусами и сочетанием различных наполнителей и вкусов! Интересны молочные компоненты для кофе, добавки и заправки к салатам, ну и наконец микропартикулят как компонент для низкожирных продуктов со сливочным вкусом для приятного потребления, в отличии от невкусных классических обезжиренных продуктов!
DN: Какие направления переработки молока наиболее перспективны по вашему мнению в РФ в ближайшие годы?
Функциональное питание для различных возрастных групп - самый перспективный тренд, а глубокая переработка молока и разделение на компоненты - путь достижения цели!
DN: Как вы оцениваете уровень технической оснащенности переработки молока в РФ?
Уровень оснащённости предприятий с технической точки зрения оставляет желать лучшего, несмотря на наличие предприятий оснащённых по последнему слову техники!
DN: Насколько перспективно в РФ развивать малую и среднюю переработку?
У малых и средних предприятий вполне радужные перспективы, учитывая мировой опыт! Главная их задача определиться с конечным потребителем, добиться стабильного качества и безопасности производимой продукции при оптимизации производства и снижении себестоимости!
Популярные темы
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью
18.03.2024
Dairy Index DIA вырос на шесть копеек
26.02.2024
Dairy Index DIA вырос на пять копеек