24.12.2018

Комментарий эксперта

Владимир Суровцев, врио директора ФГБНУ СЗНИЭСХ
Владимир Суровцев, врио директора ФГБНУ СЗНИЭСХ:

DN: Сегодня участники аграрного рынка подводят итоги года... На ваш взгляд, каким был уходящий год для молочной отрасли? Сложнее ли он был чем предыдущие с экономической точки зрения?  Какие факторы были решающими в формировании текущей ситуации на рынке молока?

Уходящий 2018 год для подавляющего большинства производителей молока был одним из самых трудных за последние 15 лет. Главным отрицательными факторами  были снижение цен на молоко и ухудшение условий господдержки инвестиционного процесса для большинства производителей молока.

На отрасли все в большей степени начинают сказываться последствия несистемной протекционистской политики. Факторы,  определившие снижение закупочных цен на сырое молоко, воздействовали как со стороны конечного спроса, так и предложения.  Снижение реальных доходов населения при росте инфляционных ожиданий привело к снижению покупательного спроса на качественные  молочные продукты при некотором росте на их заменители, в частности «сырные продукты». Не всегда продуманные и очень эмоциональные выступления по поводу фальсификатов привели к росту потребительских предпочтений к «немолочным продуктам» - «овсяному молоку», например, в группах населения с относительно высокими доходами, которые не собирались экономить на качественных продуктах питания.   Продолжили совершенствоваться схемы и выросли объемы завоза молочных продуктов (сыр, сливочное масло) из стран дальнего зарубежья не попавших под санкции. Выросли объемы поставок на наш рынок СЦМ и СОМ, «пальмового масла», используемых как при производстве товаров субститутов (например, «сырные продукты», восстановленное молоко), так и фальсифицированной, но дешевой, «псевдо молочной» продукции.  

Новые формы поддержки инвестиционного процесса - льготные инвестиционные кредиты и КАПЭКСы   доступны крайне ограниченному количеству участников молочной отрасли, что существенно тормозит освоение инновационных технологий широким кругом производителей, снижает их возможности стабилизации и снижения издержек в условиях динамичного роста стоимости ресурсов (топливо, удобрения, услуги и т.п.).  Соответственно снижаются темпы роста объемов производства молока и совокупная конкурентоспособность отрасли.

DN: Что вы ожидаете от 2019 года?

Стабилизации цен на рынке молока. Возврат цены к уровню 2017 года (в номинальном выражении), более активного освоения инновационных технологий средними по размеру производства хозяйствами.  

DN: На ваш взгляд, на что должны опираться аграрии, чтобы развивать успешное производство молока в 2019 году? На что должны опираться власти, формируя госполитику в АПК?

Власти должны осознать, что для развития отрасли необходимо сформировать условия (правила и порядки поддержки), поддерживающие  всех сохранивших жизнеспособность производителей молока вне зависимости от организационно-правовой формы – (КФХ, ИП, ООО, СПК, ЗАО, ОАО)  и размеров (и крупнейшие агрохолдинги, и средние по размерам производства сельскохозяйственные организации, и активные фермерские хозяйства).   Среди основных рекомендаций «под Ёлочку» «Власти - от академической аграрной экономической науки» –корректировка форм федеральной поддержки АПК:  поддержка процесса модернизации производства вне зависимости от размеров; приоритетная поддержка развития молочного животноводства в регионах «Северного Нечерноземья:  Северо-Запада, Европейского Северо-Востока, северных регионах Центрального Нечерноземья («Севернее Москвы»). Т.е. поддержка реализации сравнительных и конкурентных преимуществ производителей молока.

Многократно формулировали предложения по совершенствованию экономических механизмов, но, так как они не реализованы,  повторим:

1) увеличение объемов субсидированных льготных кредитов, расширение возможностей их получения средними по размеру производителями;

2) введение на федеральном уровне прямой поддержки приобретения техники и оборудования, т.е. поддержка не столько  реализации «гига» проектов, сколько «эволюционного инновационного развития».

3) оценка регионов и производителей не только по валовому производству молока и темпам его прироста, но и по другим производственным показателям: сохранность стада, продуктивное долголетие коров, выход телят,  а также экономическим результатам: рентабельность молока и мяса КРС и в целом продукции отрасли, прибыль с учетом затрат на воспроизводство в расчете на 1 корову, прибыль в расчете на 1 га с\х угодий, 1 рубль гос. поддержки.

DN: Продолжит ли рынок молока зависеть от цены?

Вопрос очень интересный. Или может быть «цена от рынка»? Зависит ли объем предложения от цены? Или цена от объема предложения? Что «функция», что «аргумент»?

Но в любом случае зависимость есть не только тесная, но и долгосрочная.  Чем рынок сырого молока отличается не только от «биржевого рынка», но и от рынка мяса птицы и свинины, от отраслей  с существенно более коротким производственным циклом.

DN: Каким для вас был уходящий год? Ваши пожелания коллегам и участникам рынка.

Наверное, как и у большинства участников. Были и успехи – многие участники отрасли развиваются, осваиваются новейшие технологии в т.ч. роботы на различных стадиях производства, цифровые технологии управления производством. Растет осознание необходимости более тщательного «управления издержками», в т.ч. на стадии планирования, как текущего производственного, так и инвестиционного,  на предпроектной стадии, что повышает востребованность специалистов со стороны региональных органов управления, производителей молока, союзов и ассоциаций. Но были и серьезные проблемы, вызванные как общими проблемами экономики и отрасли, так и «местячковыми», связанными с перманентным реформированием Российской науки, в т.ч. аграрной экономической.

Пожелание – чтобы  2018 оказался для всех нас самым сложным, закончилась «собачья жизнь», и в 2019 началось «свиное» изобилие.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

22.01.2019

НДС-20%: что думают молочники?

Большинство крупных производителей отказалось обсуждать увеличение НДС до 20% с января 2019 года, однако ряд участников рынка высказал свою точку зрения о влиянии фактора НДС на отрасль. Подробнее - в материале The DairyNews.
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Юргинский аграрий, ООО
Адрес:  Кемеровская обл, Юргинский район, с. Проскоково, ул. Совхозная, д. 2 
 
Ферма Рябцево, ООО
Адрес:  Калужская обл, Малоярославецкий район, д. Песочня 
 
Агрофирма «Жуковская», ООО
Адрес:  Калужская обл, Жуковский район, с. Высокиничи, ул. Ленина, д. 1