25.12.2018

Комментарий эксперта

Николай Лычев, редакционный директор проекта «Агроинвестор»
Николай Лычев, редакционный директор проекта «Агроинвестор»:
– За последний год мы естественно и во многом незаметно для самих себя осознали, что в общем-то решили так называемую продовольственную проблему, которая долгое время считалась хронической. Теперь в стране достаточно собственной еды, своей молочной продукции у нас 75%. Пусть этого недостаточно по Доктрине продовольственной безопасности – там записан показатель «не менее 90%», но и существующий уровень обеспеченности собственными молпродуктами позволяет говорить о том, что угрозы нехватки этой категории продукции нет. Продовольственная безопасность, хоть и большой ценой, но в принципе достигнута. Здесь сыграли свою роль качественный менеджмент и инвестиции: по всему АПК за последние несколько лет сумма вложений составила более 100 млрд долларов. Молочная отрасль недоинвестирована, однако средств, которые были вложены ранее, хватило для того, чтобы сократить спад производства и начать немного и пока не вполне устойчиво, но все же расти.

Для молочной отрасли в будущем году сохранит важность государственное участие в ее финансировании. Напомню , что поддержка всего АПК подтверждена в размере чуть более 300 млрд рублей. Однако надо помнить, что значительная часть этих денег – ранее взятые государством обязательства, в том числе, по строительству и модернизации молочных ферм, молочных комплексов, по поддержке из расчета на литр молока и т.д. Значительная часть агробюджета страны – это не новые инвестиции, а обслуживание ранее взятых государством на себя обязательств. При прочих равных, это снижает общий уровень финансирования АПК вообще и молочного сектора в частности.

На настроение бизнеса как еще один инструмент госрегулирования большое влияние оказывает «Меркурий». Как работает система – позволяет ли выводить в белую зону так называемые «серые» производства и служит ли она интересам бизнеса так же, как служит целям государства, мы увидим только в следующем году. С момента внедрения ЭВС прошло полгода, и пока рано делать выводы.

Для того, чтобы молочный сектор рос хотя бы сравнимыми с этим годом темпами, необходимо делать ставку на экспорт. Надеюсь, что для нас откроются какие-то новые рынки, как в 2018 году формально открылся Китай, плюс мы будем отправлять больше продукции в ближнее зарубежье, в том числе в страны СНГ. Китайский рынок отечественным производителям очень интересен. Но интересны ли мы Китаю? Не на уровне «попробовать», а для заключения крупных долгосрочных контрактов и закупок больших объемов продукта, возможного создания совместных производств и предприятий? Перспективы пока неясны. Интерес КНР к нашей стране вообще четко не артикулирован. К примеру, в 2018 году Китай сократил до минимума инвестиции в российскую экономику и «забрал» из страны больше 6 млрд долларов. Хочу напомнить, что с момента введения продовольственного эмбарго и серии взаимных санкций не только большие, но сколько-нибудь заметные китайские деньги в российский АПК и молочный сектор в частности так и не пришли. Очевидно, бизнесмены Поднебесной не хотят рисковать и ввязываться в какие бы то ни было политические противостояния. Китайский рынок – крайне интересное и перспективное направление, но рассчитывать на него как на заметный драйвер экспорта сейчас нерационально. И потом, молочной отрасли целесообразнее искать зарубежного потребителя, чьи пищевые привычки – в отличие от китайцев - не отличаются от отечественных. К примеру, ориентироваться на жителей стран с большими русскоязычными диаспорами – кроме бывшего СССР, это такие государства, как Канада, Германия, Израиль.

В 2019 году хотелось бы, чтобы мы определились с отношением к Беларуси. Известно, что взаимные продовольственные балансы подписываются уде не первый год. Дело за «малым» – неукоснительно соблюдать их, в чем Беларусь до сих пор замечена не была. Будет достаточно, если в 2019 году белорусы поставят в нашу страну столько же, сколько в уходящем – примерно на треть меньше, чем в 2017-м. Отечественный рынок выдержит такое равновесие, и дышать производителям станет легче. Если Беларусь не будет соблюдать баланс, то с нашей стороны должны быть предприняты меры адекватного воздействия на ситуацию. Какие – пусть определяют политики и решают госрегуляторы. Но если мы так или иначе не призовем Беларусь к честному сотрудничеству, то на нашем рынке не будет устойчивого роста и стабильной доходности молочного производства.

В России за чертой бедности по официальным данным живет 20 млн человек. Поэтому принятие программы продовольственной помощи населению стало бы одним из катализаторов роста в том числе и молочного рынка. Хотелось бы, чтобы в наступающем году началось содержательное, без жесткого лоббизма и политического популизма, обсуждение возможных моделей реализации этой идеи. Будет ли такая программа спроектирована по зарубежному образцу или же мы пойдем своим путем – так или иначе, тема должна воплотиться в виде конкретного бюджета господдержки.

Молочным животноводам хочется пожелать стабильных цен на продукцию, особенно если она высококачественная. Хочется, чтобы аграрии получили соответствующий стараниям доход: особенно это необходимо тем, кто находится на инвестиционной фазе, и пока не окупил свои затраты. Хороших продаж желаю переработчикам – они работают на рынке со стагнирующей экономикой и потребителем, который недостаточно богат, и в следующем году точно не разбогатеет. Желаю стабильной доходности и вывода на рынок новых вкусных продуктов, брендов и торговых марок. Потребителям желаю внимательнее читать этикетку товара, изучать, что они покупают и учиться отличать настоящий продукт от фальсификата.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью