13.04.2010
Источник: DairyNews.ru
Регион: Россия
«Самая большая наша победа – это техрегламент»
Российскому Союзу предприятий молочной отрасли  - 10 лет. И все эти годы Владимир Лабинов бессменно является его исполнительным директором. В интервью нашему изданию он рассказал о том, почему тема молока не сходит с первых полос газет, куда выливают молоко производители, а также кто на самом деле диктует свои условия на рынке. 

DN: В последнее время на всех уровнях очень активно обсуждается тема молока. С чем связан повышенный интерес к этой отрасли?
Во-первых, это связано с тем, что молоко и молочные продукты являются одним из основных продуктов питания в рационе населения. Во-вторых, именно молочный рынок сегодня в наибольшей степени обеспечен нормативными документами. Это дает возможности объективного контроля, результаты которого попадают в прессу и становятся достоянием масс. В-третьих, молочные продукты являются наиболее рисковыми с точки зрения какого-то негативного воздействия на организм в случае, если нарушена технология производства или не соблюдены правила хранения. И, наконец, власть уделяет больше времени и внимания вопросам развития молочного животноводства, чем другим отраслям сельского хозяйства. И эта забота о молочном рынке также транслируется в массы.  

DN: В обозримом будущем ситуация может измениться?
Нет, молочной отрасли будет уделяться не меньше внимания. Дискуссия по поводу того, что такое молочный напиток, что такое суррогат будет еще долго продолжаться. А наш Союз будет продолжать вести линию по реабилитации термина «молоко восстановленное».  И мы все равно эту проблему решим, это всего лишь вопрос времени. Признание, что это была ошибка, придет. Возможно, кому-то будет стыдно.  

DN: Какие, по вашему мнению, факторы повлияли на развитие всей молочной отрасли? 
Во-первых, уровень потребления молока на душу населения. Этот фактор потенциально определяет емкость рынка. Во-вторых, население должно быть лояльно к молочной категории в целом. Наши производители молока часто говорят о том, что настоящее молоко только у них, а то, что выпускают заводы, является уже суррогатом. Хорошо, давайте будем поить всю страну молоком из бочек. Через неделю все население окажется в больнице. Кто-то должен объяснить это потребителям.  

DN: Как Вы оцениваете объем перерабатывающего сегмента молочной отрасли в денежном выражении?
Сложно оценить отдельно сегменты переработки и производства. Емкость всего молочного рынка я оценивают в 20 млрд. долларов.

DN: Не так давно журнал «Финанс.» опубликовал список самых богатых людей России, в который вошли несколько представителей крупных молокоперерабатывающих компаний. Это подтверждает обвинения в том, что переработчики наживаются на производителях?
Начнем с того, что концентрация бизнеса в перерабатывающей промышленности объективно выше. Если крупные производители молока производят в сутки 30-40 тонн, то небольшое перерабатывающее предприятие перерабатывает в сутки 100 тонн молока. Кроме того, у собственников молочных заводов много и других немолочных направлений бизнеса. Поэтому сопоставлять эти вещи просто не корректно. 

DN: Но почему, все-таки, такое мнение сложилось?
Аграрии привыкли представляться униженными  и оскорбленными. Объективные основа под этим есть, все равно в цепочке «производитель молока – переработчик молока – сфера оборота - потребительский спрос» самым незащищенным звеном является производитель.  Ему действительно тяжело. Но при правильной организации труда, молочное животноводство — это прибыльный бизнес. И большая часть хозяйств, которые это знают и понимают и которые сумели это реализовать, чувствуют себя комфортно. Но существует некая лукавая привычка поплакаться, оставшаяся еще с советских времен. Сельскому хозяйству часто выделяли деньги, прощали невозвраты кредитов.  А излишняя опека со стороны органов власти, экономически не очень обоснованная, приводит к тому, что иждивенческие и политиканские настроения среди руководителей молочных хозяйств разрастаются. Это плохо. Поддерживать и развивать подобные течения не нужно. Да, отрасли нужно помогать, но при этом надо всегда говорить об организации оптимизации производственного процесса. Нужно находить действительно больные вопросы, требующие решения, и не переводить их исключительно в плоскость цены. Много в этой подаче нечестного, в том числе и в высказываниях самых авторитетных молочных лидеров. 
Производители молока любят угрожать тем, что выльют молоко в канаву.  Это меня категорически возмущает. Нет необходимости ничего никуда выливать, всегда есть молочный завод, на который можно сдать молоко. Вопрос только в том,  по какой цене, какого качества это сырье, и в то ли время года оно произведено. Но, в любом случае, это будет выгоднее, чем выливать молоко. Это не конструктивный способ привлечь внимание, а некрасивый прием, рассчитанный на то, чтобы взбудоражить общественное мнение. Но никакой пользы эти действия молочной отрасли не приносят. 
Примеров такого неэтичного поведения по отношению к объективным партнерским отношениям у нас много и, к сожалению, в большей степени этим грешат производители молока. Это не правильно.
Я сам в свое время был производителем, и я гордился тем, что у меня хорошие отношения с молочным заводом. С каким бы из них я не работал, я всегда был уверен, что он меня не подведет. И всегда, какая бы проблема не возникла, я знал, что у меня на заводе есть партнеры, которые меня выручат и всегда мне помогут. 

DN: А почему вы прекратили эту деятельность? 
Потому что я вырос «из этих штанов».

DN: Так кто же на самом деле имеет влияние на молочном рынке?
После распада Советского Союза количество сельхозпредприятий, многие из которых разорились,  сократилось более чем в 2 раза. То же самое происходило и в промышленном производстве, только молочных заводов разорилось более 80%. Остались те, кто в состоянии был выдержать нагрузку за счет оптимизации, поглощений, слияний. Тоже можно сказать и о торговле. Все ругают сети, но цены там ниже, а  качество продукции выше. Все производители выстраиваются в очередь для того, чтобы заключить контракт, получить свои полки и поставить туда продукцию. Значит, зря ругают, и какой-то компромисс достигнут.
Это из области везде хорошо, где нас нет. Везде есть свои трудности. Возьмем, к примеру, советское время, когда все за всех решал Госплан. Были установлены цены на сырое молоко, на готовую продукцию, была установлена торговая наценка – государство все регулировало. Но при этом и прибыльными и убыточными были и колхозы, и молочные заводы, и магазины. Фактор менеджмента всегда был определяющим. 

DN: Как Вы относитесь к инициативе производителей налаживать собственную переработку?
Была идея организации вертикально-интегрированных холдингов, которые могли бы объединить все составные: производство, переработку и реализацию. Но эта инициатива не нашла широкого применения. В этом не было необходимости. Есть множество примеров, когда производители молока пытались организовать собственную переработку. Где-то в пригородных зонах, крупным производителям удается реализовывать стерилизованное молоко. Но это единичные случаи. Те, кто пробовал заняться переработкой, в итоге поняли, что заниматься этим, имея небольшие объемы сырья, не получается.

DN: Какие наиболее масштабные проекты в перерабатывающей отрасли должны стартовать в этом году?
Сейчас очень большие инвестиционные проекты реализуются в сыроделии. На протяжении последних двух лет этот сегмент переработки стал инвестиционно привлекательным. Примеров масштабной организации поточного автоматизированного производства сыров не так много, но их становится все больше и больше. Самый первый, самый крупный и самый удачный проект был реализован компанией «Вимм-Билль-Данн»  на Рубцовском молочном заводе, где был начат выпуск сыров под маркой «Ламбер». Равных ему пока нет. Но подобных проектов в стадии строительства достаточно много: в Татарстане, в Удмуртии, в Краснодарском крае, в Кировской и Воронежских областях.
Что касается крупных цельномолочных заводов, то сейчас большая их часть либо осуществила, либо находится в процессе технической модернизации. Это позволяет поддерживать упаковочные решения в состоянии конкурентоспособности, позволяет сокращать издержки при переработке и комплексно использовать все сырье. Новых предприятий не много. Один из последних примеров - завод, построенный группой «Красный восток» в Татарстане, который позже был продан  компании «Юнимилк». Очень хороший завод, пример строительства с нуля нового, современного и конкурентоспособного предприятия. 
Компания «Юнимилк» построила и запустила в Санкт-Петербурге крупный завод, аналогичный проект сейчас реализуется в Новосибирске. 
Производство плавленых сыров сейчас выходит на достойный уровень. Крупнейшими компаниями в этом сегменте сегодня являются «Хохланд» и «Лакталис».
Многие сушильные производства сейчас проходят модернизацию. 

DN: Какие инновационные продукты могут появиться в России в ближайшие годы?
В России пока нет серьезного промышленного производства деликатесных сыров с плесенью. Но это случится не скоро, потому что все-таки это дорогой продукт, дорогая технология, мелкотиражное производство, что отражается на его цене. На эти продукты нужен спрос, обеспеченный доходами. Поэтому в условиях действительности, этот ассортимент у нас появится не скоро. Хотя у нас есть заводы, которые пытаются производить сыр и с белой, и с голубой плесенью, и это у них неплохо получается.  Но все-таки это пробные мелкие партии. 
Что касается цельномолочного продукции, то мы освоили уже весь западный ассортимент. Кисломолочный ряд у нас представлен гораздо шире, чем зарубежный. Здесь нам не надо никого догонять.
Популярными становятся питьевые йогурты с кусочками фруктов, творожные десерты со всевозможными наполнителями. В этих сегментах продолжается рост.  
На рынке появляются принципиально новые технологии, например молочные коктейли с соком, когда смешивается продукты потенциально не смешиваемые. Это сложный процесс. Это направление становится популярным, есть свой сегмент, который постепенно  растет. 

DN: Сможет ли Россия когда-нибудь перерасти импортозависимость по молочным продуктам?
В общем объеме российского молочного рынка доля импорта составляет 16%. При этом, если вычленить отдельные товарные позиции, то доля импорта сыра, сливочного масла и сухого молока составляет 40 %. Вполне возможно, что по сыру и сухому молоку Россия сможет достигнуть самообеспечения в ближайшие 3-4 года. Сложнее ситуация обстоит со сливочным маслом. С учетом потенциальной емкости рынка и с учетом формирования потребительского спроса на этот продукт, маловероятно, что Россия сможет им полностью себя обеспечить. 

DN: Но нужно ли России бороться с импортозависимостью? 
Вопрос стоит  не в том, нужно это или не нужно. Есть установка производить продукт в достаточном объеме не только для внутреннего потребления, но и иметь ресурсы для экспорта. 
Даже в тех странах, где объем производства превышает потребности рынка, самообеспеченность составляет менее ста процентов. Все равно есть импорт, есть обмен. Другое дело, когда уровень самообеспечения в стране на уровне 90 %, но при этом доля экспорта достаточно высокая. Поэтому сейчас нужно говорить с одной стороны об импортозамещении, а с другой стороны о переходе на экспортоориентированное производство. И у России для этого есть объективный потенциал. С учетом роста мирового народонаселения, с учетом того, что в основных молокопроизводящих зонах давно уже достигнуто плато, и объективные возможности дальнейшего прироста производства молока во всех интенсивных регионах уже ограничены, стран, которые способны потенциально наращивать этот объем, не так много, и Россия в их числе. 
В будущем мы можем ориентироваться на экспорт в Восточную Азию, на Африканский континент. Это страны, где народонаселение растет, потребление молока увеличивается, при этом собственного производства практически нет.  

DN: Молочному Союзу 10 лет. Каковы Ваши главные достижения и неудачи?
Самая большая наша победа – это техрегламент. Мы его написали, довели до утверждения и он действует. Мало кто из пищевых отраслей может этим похвастаться. При нашем участии была создана целая система стандартов и нормативных актов. 
Ежегодный Международный Форум "Молочная Индустрия" – еще одно наше достижение. Это регулярное мероприятие, которое определяет стратегию развития всей молочной отрасли, и служит инструментом  продвижения самых последних технических, технологических, маркетинговых и управленческих решений. 
Если говорить о поражениях, то оно одно: термин «молочный напиток». Не сумели отстоять, не сумели убедить, не сумели доказать.

DN: Можно ли назвать Россию молочной державой?
Да, конечно. Россия входила с тройку крупнейших мировых производителей молока, сейчас сместилась на шестую позицию. Но, тем не менее, она остается лидером. 

DN: Если говорить о других мировых молочных лидерах, например о Соединенных Штатах Америки, какие различия и сходства существуют между этими странами?
В США теме молока уделяется более компетентное внимание, чем в России. Потребление там не сильно отличается от нашего, по последним данным оно составляет примерно 270 кг на человека. При этом производство молока в США в 2,5 раза выше.  Однако нужно помнить, что Соединенные Штаты в целом находятся в очень благоприятном климатическом поясе.  И условия для развития молочного животноводства там объективно лучше, чем в России, хотя и не значительно.  

DN: Не планируете ли Вы последовать примеру Ваших оппонентов из других отраслевых союзов и заняться политической деятельностью?  
Нет, я планирую еще долго работать в Молочном Союзе России, и вопрос моего пребывания здесь будет определяться нашим собранием. 
У меня есть одно качество, которое не совместимо с политической деятельностью: я не могу фальшивить и врать. Где-то я излишне прямолинеен. Часто я себя за это ругаю, но потом прихожу к выводу, что если бы не сделал чего-то, то не уважал бы себя. Человек —  такой, какой есть, и его трудно исправить. В лучшем случае я могу промолчать, но говорить заведомо глупые и неграмотные вещи, тем более с трибуны, я не могу. Если меня при всех спросят о том, как я отношусь к проекту «Семенные фермы», я, либо воздержусь от ответа, либо расскажу, как я вижу всю утопичность этой идеи. Если меня спросят, как я отношусь к идее создания кооперативных заводов, то я никогда не скажу, что это спасет Россию. Когда я говорю, что решение зафиксировать закупочную цену на одном уровне – это глупость, то это, конечно, многим не нравится. Но это правда. Поэтому я не буду политиком. 

Страницы: Пред. 1 2 3
Гость
Вот когда наш отечественный СОМ ничем не будет отличаться от французского или там бельгийского,тогда можно говорить о победе,пока что это небольшой шаг вперед.
Саяпин
Соединенные Штаты в целом находятся в очень благоприятном климатическом поясе. И условия для развития молочного животноводства там объективно лучше, чем в России, хотя и не значительно.

Ничего подобного. Климатические условия для коров там гораздо хуже, чем у нас: на большей территории США для них слишком жарко. Больше половины всего производства молока сосредоточено в северных штатах: Висконсин и Миннесота. Просто там люди работать умеют и их этому правильно учат.
Гость
Здравствуйте!

Лабинов может в чём-то ошибаться или разбираться в чём-то чуть хуже узкого спеца, но то, что он грамотен во всех вопросах отрасли, имеет светлую голову, знание состояния рынка, технологий и пр. - сомнений не может вызывать! А может только у людей недалёких и несведущих в предмете.
При всех недостатках, Лабинов - честный и прямой человек. Таких сейчас мало. Он имеет право о себе это сказать. Все сомнеющиеся либо его не знают, любо завидуют.

Петрик, ваши посты сквозят трибунной демагогией, безграмотностью и развязной грубостью. Хотите сквернословить - имейте смелость писать весь мат и грубости без точек. Будет форум сапожников. Слов человеческих не хватает или в семье так разговариваете, спец вы наш крутой? На этом форуме позволено, админам до фени.

Цитата
Петрик Игорь пишет:
А Тех.регламент - так это вообще наше все. Ой ли?
И опять с народом не свезло - не умеет гад работать. А где же взять ее - эффективность эту, когда молочники сговорившись по 6 рублей за литр молоко берут? Это же сколько у него (молока) должна быть себестоимость?

О каких 6 рублях речь? Пишите внятней.
Уровень заукпочной цены зависит от уровня себестоимости только в марксовой экономике. В рынке - от кошелька покупателя и внутренней экономики переработчика и продавца. Там, где гос-во озабочено рентабельностью фермера или переработчика - их дотируют (дают деньги без возврата, т.е. даром).

Цитата
Петрик Игорь пишет:
Или Вы не знаете о выявленных фактах монопольного ценового сговора?

А вы о них откуда узнали? Из сообщений желтой прессы? Вам известны факты признания судом сговора и соответствующей выплаты ден.штрафа молочными компаниями? Перечислите их. Не осуждён - значит не виновен.

Цитата
Петрик Игорь пишет:
А не за счет ли именно этого сговора и отсрочки платежей за полученное молоко и попали ваши подзащитные в золотой список? Ведь по большому счету, Молочникам не особо и нужно местное молоко. Гораздо проще закупать сухое молоко (датированное по самое не горюй) и не иметь никаких проблем.

Вы полностью несведущи в технологии пр-ва мол.продуктов или намеренно пытаетесь ввести публику в заблуждение. Склоняюсь к первому. Возьмите калькулятор и на этом же жёлтом сайте найдите какую-нибудь сводку Союзмолока по цене сухого молока. Полагаю, нормы восстановления найти сможете. Или спросите кого-нибудь. Ну и сравните с ценой сырого на его пике. Что получилось?
Петрик Игорь
Да не вопрос, вот просто пара ссылок по поводу ФАС и сговора.
....Результатом "погружения" Федеральной антимонопольной службы "в молоко" стали сразу несколько неприятных открытий. В Челябинской области, например, в действиях шести перерабатывающих предприятий обнаружены черты ценового сговора. А в одном из районов Алтайского края антимонопольщики нашли компанию-монополиста, которая закупает больше 98 процентов всего молока.
(Официальный сайт Алтайское краевое УФАС России)

«Действия ОАО "Челябинский городской молочный комбинат", ОАО "Магнитогорский молочный комбинат", ОАО "Чебаркульский молочный завод" по установлению экономически не обоснованных цен на молоко являются нарушением части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции. Согласованные действия хозяйствующих субъектов по снижению и поддержанию экономически не обоснованных (низких) закупочных цен на молоко, поставляемое сельскохозяйственными производителями Челябинской области, признаны нарушением части 1 статьи 11 закона», – говорится в сообщении.

Челябинское УФАС России выдало молокозаводам предписание о прекращении злоупотребления группой лиц доминирующим положением, о прекращении ограничивающих конкуренцию согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Аналогичное предписание получили хозяйствующие субъекты.

«В действиях этих четырех производителей и переработчиков молочной продукции - «Вим-Биль-Дан», Ehrmann и Campina и Danone - есть признаки установления монопольно низкой цены. Их согласованные действия ограничивают конкуренцию на рынке производства молока», - пояснил Игорь Башлаков-Николаев, руководитель управления ФАС России по Московской области.

Эти компании перерабатывают около 90 процентов молока, производимого на территории Московской области. По подозрению в сговоре на рынке закупок молока против них антимонопольной службой возбуждено дело. «Абсолютно никакого сговора нет. Что касается наших иностранных конкурентов, мы с ними абсолютно никак не общаемся. Более того, есть колхозы, с которыми мы работаем в Московской области, которые перешли от них к нам, которых мы добивались, предлагали им более высокую цену. Поэтому тут даже вообще не о чем говорить», - убеждает представитель одного из молочных монополистов.
(Официальный сайт ФАС)
Татарстанское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС России) 23 декабря 2009 года признало, что согласованные действия предприятий-переработчиков сырого молока - ЗАО «КМП «Эдельвейс М», ОАО «Зеленодольский молочный комбинат», ОАО «Чистопольский молочный комбинат», ОАО «Алабуга Сотэ» и ОАО «ВАМИН-Татарстан» привели к установлению и поддержанию низких закупочных цен на сырое молоко в весеннее-летние периоды 2008 и 2009 годов (нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»).
(Официальный сайт ФАС)

Как видите - не только "желтая пресса" и не только "желтый сайт".
Не виновен? нет решения суда? Это доказывает лишь несовершенство нашей законодательной базы и отсутствие у ФАС реальных инструментов воздействия на монополистов и не только в молоке.

Что касается дотаций на молоко? Да, тут вы совершенно правы, Государство должно дотировать молокопроизводителей. Но получается - персонализация прибылей и обобществление убытков?
Вы стоите на точке зрения молокопереработчиков как и г-н Лабинов (видите я исправил свою ошибку), поскольку сверхзадача завода получить молоко бесплатно, с целью извлечения максимальной выгоды, то и руководитель данного союза обязан отстаивать именно эту позицию.
А Производитель молока наоборот, желает получить за свое молоко цену максимально отражающую его интересы - то бишь максимальную. Только вот весовые категории у них - совершенно разные. Монополист, без контроля со стороны Государства никогда не установит взаимоприемлемую цену, а будет исходить только из своих интересов? И никто из мелких или средних хозяйств не сможет ему что либо противопоставить. В чем же тут популизм?
По поводу сухого молока:
В 2008 году на Форуме Молочной Промышленности в г.Барнауле г-н Лабинов, в ответ на вопрос зам.губернатора Алтайской Области о необходимости противодействия со стороны Молочного союза засилью сухого молока и сыров из ЕС и Белоруссии (с их дотациями), сказал - не умеете работать. К слову - эти заводы также входят в Молочный Союз.
В вашем ответе по поводу сухого молока есть очень большая доля лукавства (чего же столько копий ломается в Правительстве и Думе по этому вопросу).
А относительно самого поста - Вы боритесь за свою правду - Ваше право.
Admin Admin
Уважаемый коллега "ГОСТЬ"

Спасибо за Ваш комментарий на нашем сайте. В частности Вы написали следующее:

Цитата
Гость пишет:
Петрик, ваши посты сквозят трибунной демагогией, безграмотностью и развязной грубостью. Хотите сквернословить - имейте смелость писать весь мат и грубости без точек. Будет форум сапожников. Слов человеческих не хватает или в семье так разговариваете, спец вы наш крутой? На этом форуме позволено, админам до фени.

Мы следим за тов. Петриком.

Цитата
Гость пишет:
Возьмите калькулятор и на этом же жёлтом сайте найдите какую-нибудь сводку Союзмолока по цене сухого молока. Полагаю, нормы восстановления найти сможете.

Спасибо за высокую оценку.
Владимир
Сухое молоко произведенное из "дотированного" молока будет иметь ценовое преимущество перед аналогичным "не дотированным".Почему у нас к декабрю наблюдался острый дефицит СОМа?Потому что не выгодно было сушить летом?Но ведь в мае,июне цена на отечественный СОМ была около 60 рублей.В России есть все условия для полного самообеспечения хотя бы по этому продукту (от сезонности никуда не уйти).Согласен,что термин "восстановленое молоко" имеет право на жизнь,т.к. данный продукт мало чем отличается от натурального,и введение данного термина позволит в большей степени использовать СОМ и СЦМ в осенний и зимний периоды.
Гость
Господа, прекратите вести перепалку с "невидимым врагом". Тем самым ничего не докажите! Владимира Лабинова знаю лично. Как правильно отметил один из писавших здесь, человек он достаточно грамотный в области молочной отрасли, чтобы прислушиваться к его суждениям и выводам. Не покупайтесь на вопиющие комменты неграмотных людей и не тратьте время на ответы на них. Это того не стоит.
Страницы: Пред. 1 2 3

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

30.11.2016

Под обстрел Счетной палаты

28 ноября Счетная палата опубликовала официальный отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности реализации мероприятий, направленных на импортозамещение в молочной отрасли в 2015 году и истекшем периоде 2016 года».
Вторая пятилетка, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Лискинский район, пос. свх Вторая Пятилетка, ул. Центральная, д. 5
Агромолоко, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Острогожский район, с. Терновое, ул. Советская, д. 48 корп. А
Агрофирма Подгорное, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Россошанский район, с. Подгорное, ул. Пролетарская, д. 16А
Агрофирма Шипова Дубрава, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Бутурлиновский район, с. Козловка, ул. Дзержинского, д. 28