25.08.2010
Источник: expert.ru
Регион: Россия
Отсутствие сезонного снижения цен на сырое молоко усилит конфронтацию участников молочного рынка и в перспективе может привести к росту розничных цен на молочную продукцию.

Этим летом впервые не произошло сезонного снижения цен на молочное сырье. Более того, в этом году уникальный случай — с наступлением лета цены на сырое молоко стали выше, чем зимой этого года. Ведь, как правило, в летний период потребление молока снижается, а производство растет, за счет чего цены на молочное сырье падают, достигая нижнего предела в конце июня — начале июля. C осени же начинается обратный процесс: потребление молока увеличивается, коровы дают меньшие надои, и цены начинают повышаться.

Нетипичная для российского молочного рынка ситуация уже привела к конфликту между производителями молока и переработчиками, которые обвиняют друг друга в причастности к росту розничных цен на молочные продукты.

Подготовились к сезону

Еще весной сельхозпроизводители хотели избежать резкого падения цен в приближающееся лето. Так случилось в прошлом году, и, желая не допустить повторения ситуации, Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») разработал соглашение, где призвал переработчиков приобретать литр сырого молока не ниже 12 рублей. Напомним, летом 2009 года молокозаводы принимали сырье за 8 рублей, а в некоторых регионах ценник опускался и до 4 рублей. В результате многие сельхозпроизводители имели почти нулевую рентабельность, а небольшие фермерские хозяйства разорялись.

Предложение производителей по установлению минимальной цены на сырое молоко переработчики в основном приняли в штыки. Документ подписали немногие, главным образом члены того же объединения «Союзмолоко». При этом, однако, установленная цифра 12 рублей за литр стала некоторым ориентиром для участников рынка — за все лето стоимость литра сырого молока не опустилась ниже 12,3 рубля. На поддержание этого уровня направлена и недавняя инициатива «Союмолока» по установлению коридора закупочных цен (но не менее 11 рублей за литр). Объединение призвало участников рынка к обсуждению границ коридора.

Есть мнение, что цены на молочное сырье не падали отчасти именно из-за широкого обсуждения проявленных инициатив в профессиональных кругах и в СМИ. Другая выдвигаемая причина — увеличившийся потребительский спрос. Участники рынка отмечают восстановление объемов, потерянных в стране с началом кризиса. Особенно резким спад потребления молока и молочных продуктов оказался в 2008 году — минус 12%. Но если по итогам 2009 года россияне увеличили это потребление лишь на 2%, то за первые полгода 2010 года — уже на 11%.

На ценообразовании, безусловно, серьезно сказались нынешние погодные явления. Крайне высокие температуры в Поволжье и центральной части России повлияли на продуктивность коров. За полтора месяца аномальной жары в среднем по стране произошло сокращение надоев на 15%. Впрочем, производители обращают внимание, что цены на сырое молоко держались на сегодняшнем уровне еще до того, как начался ажиотаж вокруг засухи. И в связи с засухой, собственно, никаких скачков не произошло.

Подарок для производителя

Удержавшиеся от летнего падения цены на сырое молоко по-разному повлияли на участников рынка. Для большинства сельхозпроизводителей нынешнее лето — долгожданный подарок, они смогут расплатиться с взятыми ранее кредитами, направить инвестиции в развитие бизнеса и просто заработать. Однако животноводов 27 регионов, где была объявлена чрезвычайная ситуация по засухе, не спасли даже высокие цены на сырье. Им был нанесен серьезный удар: снизились качество и объемы кормов, а самое главное, повысилась себестоимость производства. Сегодня они рассчитывают на поддержку из других регионов, прежде всего Южного и Сибирского, где собран нормальный урожай зерна.

Правда, переброска кормов из этих регионов из-за высоких логистических затрат обойдется производителям недешево. Поэтому они рассчитывают на помощь государства и выделенные средства пострадавшим аграриям. По мнению председателя правления Национального союза производителей молока Андрея Даниленко, если эти финансовые средства будут распределены эффективно, то сельхозпроизводители смогут приобрести корма и обеспечить нормальное будущее.

В наиболее успешных хозяйствах маржа производителей при сложившемся уровне цен на сырое молоко составляет от 20 до 70%. Сохранение этого уровня, по их мнению, позволит увеличить надои, а вместе с молоком потекут и инвестиции в отрасль. «Сегодня в России в расчете на одну корову производится в 2–2,5 раза меньше молока, чем в европейских странах и США, — говорит Андрей Даниленко. — При правильной ценовой политике, которая уже сложилась этим летом, мы способны увеличить надои. В основном это вопрос тех затрат, которые идут на корма. Из-за жары у наших коров снизилась продуктивность. Теперь многое будет зависеть от будущих цен: если закупочные цены будут благоприятными, мы быстрее нарастим объемы производства и обеспечим потребности населения в молоке».

Многие сельхозпроизводители предполагают возможные спекуляции на тему засухи. «Переработчики и розница будут говорить, что аграрии страдают, поэтому давайте, потребители, раскошеливайтесь. Неправда, — считает г-н Даниленко. — Средняя закупочная цена на сырое молоко сегодня составляет 12,5 рубля. Себестоимость производства в результате засухи увеличилась на 15–20 процентов, а в пострадавших регионах — до двух раз. Но даже если предположить, что мы еще повысим стоимость литра сырого молока на три рубля, то за счет существующих госдотаций сельхозпроизводителям цены на молочную продукцию для потребителей могут вырасти максимум на 1,5 рубля». По его мнению, осенью цены на молочную продукцию поднимутся, но не более чем на размер инфляционных процентов.

Переработчики грозят ростом цен

Для переработчиков молока сегодняшние цены на сырье, напротив, не повод для оптимизма. Их сложившаяся ценовая ситуация не устраивает. «С октября 2009 года цены на готовую продукцию фактически не менялись, а стоимость сырого молоко выросла более чем на 30 процентов, — отмечает исполнительный директор Российского молочного союза Владимир Лабинов. — Нам, переработчикам, необходимо повысить стоимость упакованной продукции, потому что себестоимость нашего производства увеличилась. Во-первых, в 2010 году выросший потребительский спрос значительно опережает рост производства молока. Другая предпосылка, создающая основу ценового роста, — засуха. В отдельных регионах мы испытываем острый дефицит молочного сырья для производства своих продуктов, прежде всего масла и сыров». По прогнозам Лабинова, осенью молочная продукция в среднем подорожает на 15–20%. Так, компания «Юнимилк» уже сообщила о намерении поднять цены, при этом на отдельные виды продукции, прежде всего цельномолочной, — сразу на 30%. Переработчиков можно понять — они остались без традиционного сезонного заработка. В прошедшем году розница, сама подвергаясь давлению со стороны государства, жестко контролировала свои закупочные цены. И переработчики молока ждали лета, чтобы иметь возможность увеличить маржу. Кроме того, в это время года они закупают дешевое сезонное молоко, чтобы потом выпускать из него продукцию в течение всего года. Однако этим летом снижения стоимости сырья не произошло, и переработчики оказались к такому повороту событий не готовы. «В этом году переработчики не получили той сверхприбыли, которую они привыкли получать в прошлые годы, поэтому находятся в панике», — рассказывает один из производителей.

На инициативу «Юнимилка» и других компаний, тоже объявивших о повышении цен, не только производители молока, но и розница смотрят с упреком. Торговая сеть «Седьмой континент» уже разорвала с «Юнимилком» договорные отношения и отказывается продавать резко подорожавшую молочную продукцию. «Мы не можем допустить единовременного повышения цен на социально значимые товары на 30 процентов, — возмущается пресс-секретарь компании “Седьмой континент” Влада Баранова. — У нас есть покупатели, которые не заметят разницу в семь-восемь рублей, но есть и такие, для которых даже разница в три–пять рублей является существенной. По предложенным “Юнимилком” условиям минимальная цена на полке пастеризованного молока будет 33 рубля, с учетом того что ритейлер ничего не получит. Нам непонятно, откуда происходит процент повышения молочной продукции у таких переработчиков, когда цены на сырое молоко стабильны». Г-жа Баранова замечает, что из присутствующих на полках молочных производителей в первую очередь подняли цены переработчики-гиганты, которые могут диктовать розницу. Средние и мелкие производители пока держатся в приемлемом диапазоне.

Надежда на стабильность

Во всем мире молоко — самый массовый продукт. Любой скачок цен на него влияет на количество его потребления. Поэтому резкое повышение цен на молочную продукцию означает, что в краткосрочной перспективе, возможно, кто-то и заработает большие деньги, но в целом население начнет ограничивать потребление, и это негативно скажется на всем рынке.

Мы уже имели такой печальный опыт в 2007–2008 годах. Тогда начали вздуваться цены на сырое молоко, затем переработчики увеличили стоимость продукта, к ним подключилась розница. Все привело к тому, что к концу 2007 года молочные продукты подорожали на 40%, а по некоторым позициям перевалили за 100%. В результате к концу 2008 года участники молочного рынка получили резкое снижение потребления молока и молочной продукции.

Впрочем, есть надежда, что подобный сценарий не повторится — сегодня нет оснований для резкого повышения цен на сырье. В целом по стране отсутствует дефицит сырого молока, а в связи с введением запрета на экспорт зерна цены на зерно и корма в ближайшее время стабилизируются.

Конечно, динамику ценообразования на российском молочном рынке корректирует ситуация на мировом рынке молока. Сегодня в большинстве стран царит стабильность: нет переизбытка, как, например, в прошлом году, когда европейские фермеры выливали излишки в поле, а значит, нет и излишков, которые были бы вывалены на российский рынок, и нет дефицита, который бы привел к заметному росту цен. Россия отчасти зависит от импортного сырья — прежде всего от поставок сухого молока и сырья для производства масла и сыров. Но в этом сезоне наши цены приблизительно соответствуют европейскому уровню, поэтому особого влияния западные поставки не окажут.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

30.11.2016

Под обстрел Счетной палаты

28 ноября Счетная палата опубликовала официальный отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности реализации мероприятий, направленных на импортозамещение в молочной отрасли в 2015 году и истекшем периоде 2016 года».
Вторая пятилетка, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Лискинский район, пос. свх Вторая Пятилетка, ул. Центральная, д. 5
Агромолоко, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Острогожский район, с. Терновое, ул. Советская, д. 48 корп. А
Агрофирма Подгорное, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Россошанский район, с. Подгорное, ул. Пролетарская, д. 16А
Агрофирма Шипова Дубрава, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Бутурлиновский район, с. Козловка, ул. Дзержинского, д. 28