«Зеленый луг»: кисломолочная война

Источник: news.ngs.ru
Команда топ-менеджеров, создавшая бренд экологически чистого молока, покинула компанию — владелец молзавода уверен, что теперь продукция станет еще лучше.
«Зеленый луг»: кисломолочная война
Топ-менеджеры «Тогучинского молока», развивающие марку «Зеленый луг», рассказали об уходе из проекта. Превратив «Зеленый луг» в крепкий новосибирский бренд, экс-директор по развитию Николай Новосельцев не увидел перспектив без вложения денег в реконструкцию производства. У руля компании встал основной акционер компании Евгений Автаев. Он уверен, что сумеет поднять продажи на 30 % и выйти в новые сети магазинов. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнавала, почему покупатели предпочитают продукцию молочных гигантов «Юнимилк» и «Вимм-Билль-Данн», несмотря на все попытки местных компаний предложить, по их заявлениям, экологически чистый продукт.

Команда топ-менеджеров, развивавшая молочный бренд «Зеленый луг» последние 3 года, покинула проект. Теперь уже бывший директор по развитию ООО «Тогучинское молоко» Николай Новосельцев рассказал, что вместе с ним с завода, выпускающего молочные продукты марки «Зеленый луг», ушли коммерческий директор, финансист и главный бухгалтер. Все они — выходцы из компании «Вимм-Билль-Данн» (ВБД). Создавая бренд «Зеленый луг», команда Новосельцева сделала ставку на свежесть и натуральность продукта местного происхождения.

Николай Новосельцев объяснил, что перестал видеть перспективы развития бренда без финансовых вложений в реконструкцию производства. «Проект очень тяжелый по одной причине — в нем практически не привлекались большие деньги. Обычно на завод нужно потратить 5–7 млн евро. Относительно того, что вкладывает «Вимм-Билль-Данн» при развитии таких заводов, мы потратили в 3 раза меньше. Я попросил вложить то, что мне обещали, а мне сказали, что не могут».

Сейчас топ-менеджер намерен развивать идею молочных автоматов, которую впервые опробовал в «Тогучинском молоке», и хочет создать российский холдинг, консолидировав небольшие заводы и запустив единый бренд.

«Ушедшая команда — это же не производственники. Ушел бухгалтер и экономист, а с завода ни один человек не уволился. Бренд «Зеленый луг» был, есть и будет, — подчеркнул основной владелец «Тогучинского молока» Евгений Автаев. — Меня не устраивали показатели, и я сказал: «Давайте теперь я поруковожу». Сейчас все будет развиваться: есть еще много сетей, где мы не представлены, «Мария-Ра», допустим. Я делаю все, чтобы увеличить продажи на 30 %».

Читатели НГС.НОВОСТИ отметили, что в один момент цена на молоко «Зеленый луг» подскочила сразу на 10 руб. Евгений Автаев на это ответил, что цены росли только зимой, когда колхозники подняли цены на сырье на 30 % из-за дефицита, связанного с летними пожарами, — на эти же 30 % выросла и цена молока. Например, сейчас в «Универсаме» на ул. Ленина молоко «Зеленый луг» 2,5%-ной жирности стоит 47 руб. (тетрапак 950 г), «Простоквашино» — 46,7 (бутылка 930 мл), «Веселый молочник» — 51,9 (тетрапак 950 г) и «Ирмень» — 36,7 руб. (тетрапак 1 л).

Как объяснила директор исследовательской компании BCGroup Юлия Мосина, производство молока требует значительных вложений, маржинальность бизнеса очень низкая, рынок насыщен, поэтому новые крупные игроки почти не появляются на рынке. В основном это небольшие областные предприятия. Вытеснить из супермаркетов «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк» у них почти нет шансов. Поэтому они выбирают другие каналы продаж: распространяют продукцию через собственную сеть киосков, создают розничные сети — как «Ирмень», выпускают на рынок нечто оригинальное — как молокоматы от «Зеленого луга».

«В тройке лидеров — «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк» с большим отрывом и [племзавод] «Ирмень», который активно развивается, но сложно сказать, что именно он догоняет ВБД и «Юнимилк», — говорит Юлия Мосина. — Вообще, сложно назвать какого-либо участника рынка, чья доля менялась бы существенно. Среди лидеров — марки «Веселый молочник»» и «Домик в деревне» (ВБД), «Простоквашино» и «Летний день» («Юнимилк»), «Ирменское молоко», «Снежный городок», «Зеленый луг».

Как добавила Юлия Мосина, активно выходят на новосибирский рынок алтайские производители, которые вызывают больше доверия у населения: «Тем не менее их доли рынка, той же «Молочной сказки», не проходят порог даже в 3 %».

Как описал Николай Новосельцев, попавшее на завод молоко различается обычными показателями — содержание жира, белка и качество: «Качество — это редуктазная проба, степень обсеменения молока микрофлорой, степень его чистоты. Есть высший, первый, второй сорт молока. И производитель сам решает — делать ли ему молоко того или иного сорта с длительным хранением или нет. Обычно выбирает длительное, потому что потребитель расстраивается, когда оно прокисает».

Технолог молочного производства Ольга Оксененко рассказала, что по видам тепловой обработки молоко можно разделить на пастеризованное и стерилизованное, обычно более длительного срока хранения. Пастеризация — это процесс тепловой обработки молока при температуре ниже температуры кипения молока. Как правило, производители используют 86–98 градусов. В процессе пастеризации уничтожаются туберкулезные, бруцеллезные и другие болезнетворные бактерии и не изменяются органолептические свойства молока — вкус, запах и консистенция. Стерилизация — это тепловая обработка молока выше температуры кипения (при температуре 139–141 градус) в течение 3–4 секунд.

«В процессе стерилизации уничтожаются одновременно и микробы, и споры. Чем выше температура тепловой обработки, тем больше стерилизующий эффект и более заметны изменения цвета и вкуса молока. И в процессе стерилизации, и в процессе пастеризации сохраняются ценные питательные свойства молока. Люди думают, что температура убивает все полезное в составе, но это заблуждение», — уверена Ольга Оксененко. По ее словам,

длительность хранения молока зависит от соблюдения технологических режимов, санитарных правил и норм, но, к сожалению, есть такие производители, которым проще добавить консервант, чем соблюсти режимы.

Различие вкуса молока у крупных и мелких производителей зависит от ряда факторов. Это и то, какие породы коров его дают, и где они пасутся — мелкие производители обычно владеют своим стадом, а крупные скупают молоко у разных хозяйств. Не менее важно то, насколько современно оборудование, на котором молоко производится, и каков температурный режим его обработки.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью