Защита географических указаний и гарантии традиционных особенностей в России – миф или реальность?
Многие ли, например, в Курске ели строганину из оленины или муксуна из ЯНАО? Единицы. А вот Германия у ямало-ненцев скупает оленину и муксун тоннами! Но это не ямало-ненцы предложили им продукт, это об их продукте случайным образом узнали в Германии и начали покупать его. А сколько у нас ещё таких продуктов без огранки…
Мало кто из великолучан, например, знает, что истории сыра в Великих Луках началась в первых веках нашей эры. С сыром наши далекие предки - славянские племена кривичей и словен ильменских познакомились, когда этот продукт пришел к нам из Арабского Халифата и Византии (Восточной Римской империи). Ведь по реке Ловать (особенно активно с 6 по 11 века) проходил Великий водный путь "из варяг в греки". В знаменитой летописи "Повесть временных лет" записано: "Был путь из варяг в греки по Днепру и вверх Днепра, волок до Ловати и по Ловати войти в Ильмень-озеро великое Нево и того выйдет в море Варяжское". Об этом свидетельствуют и клады золотых и серебряных арабских и византийских монет, найденные в Великих Луках и окрестностях города. При Петре I история сыра в Великих Луках получила новое развитие. А в 19 веке Великолукский уезд насчитывал не менее 5 сыроваренных заводов! Великие Луки можно сказать пропитаны духом сыра и традициями его производства, но об этом просто не все знают. Возле Великих Лук можно поставить камень и написать «От сюда есть пошёл сыр на Руси».
На мой взгляд, развитие PDO в России нужно начать параллельно в нескольких вещей:
-
для начала выявить все продукты-жемчужины. Только здесь нужно действовать не топорно, а оч избирательно. Изучить специфику продукта, оценить перспективный масштаб и потребность поддержки
-
поменять в наших с вами головах отношение к российскому продукту. Убрать «мы ничего не умеем, мы может только купить у других, кто умеет…», которое уже десятилетия сидит в наших головах. Да, создание российского PDO – это амбициозная задача, но она абсолютно рабочая.
-
разработать государственную программу поддержки и развития таких продуктов и мест их производства.
-
сделать качественную информационную поддержку проекта и этих продуктов
-
изменить отношение власти к лёгкой и пищевой промышленности в России, малость сместить центр тяжести с зацикленности на газе и нефти в сторону производства.
Последнее как раз самое сложное. Когда Президент Путин ездит в зарубежные командировки, кто его сопровождает ну почти всегда? Сечин. Продвигаются интересы Роснефти. Немного реже его сопровождает Миллер - Газпром. Представить за спиной президента производителя пломбира пока что смешно.
Благодаря PDO регионы России, а чаще всего это малые города и сельские поселения, получат дополнительное развитие. Когда в регионе развивается более менее крупный бизнес, то появляется инфраструктура: дороги, свет, газ, социальные объекты, растет демография. Не этого ли мы хотим?