07.07.2009
Источник: d2d.ru
Регион: Россия
По мнению большинства участников рынка, на молочной промышленности финансовый кризис отразился все-таки в меньшей степени. Так или иначе, даже в сложных финансовых условиях люди не перестали покупать молочные продукты. Безусловно, уровень потребления снизился, но в основном за счет более дорогих молочных продуктов (премиальных сыров, йогуртов, творожков и т. п.). Но и такое падение не сильно пошатнуло рынок. К примеру, фактор сезонности оказывает большее воздействие на отрасль, нежели кризис.

Молоко и молочные продукты традиционно являются жизненно важным звеном в рационе россиян. В стоимости потребительской корзины их доля составляет 16 %. При этом Россия существенно отстает от развитых стран в потреблении молока и молочных продуктов. На сегодняшний день на среднестатистического жителя нашей страны приходится примерно 230 кг этой продукции в год, что почти в два раза ниже норм, рекомендованных специалистами по питанию. Вместе с тем, как утверждает Бауыржан Торланов, директор Региональной дирекции «Урал» компании «Вимм-Билль-Данн», ситуация на рынке сегодня относительно стабильная. В молочной промышленности легко не было никому и никогда, поэтому у участников рынка уже выработался иммунитет к трудностям.

В целом молочный рынок ежегодно демонстрировал стабильные темпы роста — 4–5 % в год, его общий объем достиг 40 миллионов тонн в натуральном выражении. Какие прогнозы делают эксперты на год текущий, попробуем выяснить.

Реалии рынка

Сегодняшнему рынку молочной продукции присущи несколько характерных черт. Какие‑то из них позитивно сказываются на развитии отрасли, какие-то — негативно, а некоторые события и явления вообще однозначно оценить трудно. Но обо всём по порядку.

Региональный производитель не отстает Прежде чем перейти к разговору о достижениях и проблемах рынка молочной продукции, хотелось бы пару слов сказать о его участниках.

Лидером российского молочного рынка в последние годы является компания «Вимм-Билль-Данн» — ее доля в прошлом году, согласно исследованию AC Nielsen в 9 крупных городах, составила 38 % в денежном выражении. Также в рамках российского рынка хорошие позиции занимают такие компании, как «Юнимилк», Ehrmann, Danon, Campina,«Перммолоко».

Если же сузить взгляд и остановить внимание на региональных рынках, то здесь (особенно в секторах быстропортящихся молочных продуктов) неплохие позиции занимают местные производители. Так, в рамках Свердловской области потребителю хорошо известна продукция «Первой молочной компании», Ирбитского молочного завода, «УГМК-Агро» (Верхнепышминский молочный завод), Алапаевского молочного комбината, Кушвинского гормолзавода, Косулинского многопрофильного предприятия, Богдановичского молочного завода и других местных производителей. В общем, конкуренция, как верно подметил Александр Непутин, заместитель директора ООО «Косулинское многопрофильное предприятие», расслабляться не дает.

Снижение объемов потребления молочной продукции

Что касается потребления молока и молочных продуктов, то до 1990 года оно находилось на уровне, близком к установленным медицинскимнормам, — 386 кг на человека в год. После развала СССР потребление молочных продуктов начало неуклонными темпами снижаться и достигло своего минимума в 1999 году — 215 кг на душу населения. С 2001 года наметился небольшой рост потребления молочных продуктов, достигший отметки 230 кг. В минувшем году, по словам Бауыржана Торланова, потребление молока вновь начало снижаться — на 5–7 % за 2008 год. Какие результаты покажет нам год настоящий, пока трудно сказать, но эксперты надеются, что в этом году снижения больше не будет.

Вообще в качестве основной причины данных показателей участники рынка отмечают низкую культуру потребления молока. Александр Непутин: «К сожалению, молочные традиции у нас изрядно подзабыты. Максимальный уровень потребления молока наблюдается у детей до трех лет, после чего мы предлагаем ребенку другие виды питания и вытесняем молоко из его рациона. Кроме того, в снижении потребления молока не последнюю роль играет реклама, так эмоционально призывающая пить другие напитки. Мы сами делаем всё для того, чтобы молоко пили меньше. Отсюда возникают проблемы со здоровьем и нарушение качества жизни. Одним словом, необходимо общими усилиями производителей и государства повышать значимость потребления молока в глазах населения».

Еще одна причина уменьшения объемов потребления, разумеется, кроется в том, что молочные продукты сегодня стали менее доступны населению из-за падения покупательской способности людей. Основная масса потребителей сегодня испытывает затруднение в финансах, поэтому продажи ограничены и возможности молочной промышленности в полноймере не реализуются.

По этой же причине наметилось смещение предпочтений потребителей в сторону более «экономичной» продукции и упаковки. Бауыржан Торланов: «По нашим продуктам заметно, например, что если раньше потребители предпочитали сметану в моностакане, то сейчас — в финпаке, то есть в пленке. Такой продукт дешевле в рознице за счет более экономичной упаковки. Хотя, покупая молочные продукты «в пленке», потребитель не очень-то и экономит: он получает продукт с меньшим сроком хранения, а прочность и асептичность упаковки у того же пакетного молока меньше, чем у разлитого в упаковку типа пюрпак и тетрапак. Поэтому нельзя сказать, что, покупая молоко в пюрпаке или тетрапаке, потребитель переплачивает за продукт. Хотя, конечно, срок хранения продукта в пюрпаке или тетрапаке значительно больше, да и в обращении эта упаковка удобнее».

Молочные «оригиналы» набирают популярность

Тем не менее, несмотря на уменьшение объемов потребления, одна из тенденций рынка — продолжающаяся техническая модернизация производства и появление новых молочных продуктов. Всевозможные йогурты, творожки, другие продукты в последние годы быстрее прочих «представителей» молочной промышленности завоевывали корзины покупателей.

Следует также отметить, что молочный рынок сейчас стремится отойти от «натурального» продукта в сторону продукции с большим содержанием биологических добавок, и эти тенденции диктуют сами потребители. Покупатель с огромным удовольствием принял молочные новинки с добавлением соков (смуси) и подсластителей.

Конечно, в результате кризиса данный тренд несколько поблек, но не  счез совсем, что, безусловно, говорит хоть и о замедленном, но все-таки развитии молочного рынка.

Новый техрегламент в действии

Напомним, что с 17 декабря 2008 года вступил в силу «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Согласно этому документу всё молоко, изготовленное с добавлением сухого молока, переводится в категорию молочных напитков. И всё бы ничего, да только ряд маленьких недоработок приносит массу проблем как сельхозпроизводителям, так и производителям готовой продукции.

Безусловно, по достатку сельхозпроизводителя ударила пресловутая сезонность. Так, если раньше летние излишки молока «сушили», то вследствие введения техрегламента и снижения заинтересованности производителей в сухом сырье, фермерам приходится снижать цены, чтобы сейчас продать по максимуму.

Бауыржан Торланов: «Да, летом сырого молока в полтора-два раза больше, чем зимой, а спрос на молочную продукцию, наоборот, зимой выше. Соответственно, зимой мы испытываем дефицит сырья, летом — избыток. До недавнего времени этот дисбаланс частично выравнивался тем, что летом молоко «сушили», а зимой восстанавливали. Теперь из-за ввода техрегламента это делать практически бессмысленно — сухое молоко, скорее всего, не будет пользоваться спросом. Есть надежда, что государство будет выкупать с рынка сухое молоко. Иначе есть риск, что многие мелкие заводы вообще могут прекратить существование.

Чтобы эффективно решить проблему сезонности, надо работать над ее снижением. Это во многом технологическая задача — улучшение питания скота, планирование растела. Это задача, скорее всего, для государства — переоснащение хозяйств, привлечение квалифицированных кадров и многое другое. Сырье в нужном объеме круглый год без колебаний цен — это выгодно и нам, и сельхозпроизводителям.

Со своей стороны, мы идем навстречу фермерам: они получают доплаты за высокий процент белка, жира и количество микрофлоры: чем ее меньше, тем выше качество. Мы не сократили надбавки за сортность, когда с вводом нового техрегламента то молоко, которое раньше было высшего сорта, стало первого. Мы выплачиваем авансы, помогаем модернизировать производство (обеспечиваем современным охладительным оборудованием), так как заинтересованы в стабильных поставках качественного молока, за которое готовы платить хорошую цену».

Что же касается производителей, то и у них есть свои замечания к некоторым пунктам нового закона. Бауыржан Торланов: «До сих пор в регламенте присутствуют моменты, которые необходимо откорректировать, «довести до ума». Так, в законе даже нет определения того, что такое «молочный напиток». По сути, в эту категорию попадает вся продукция с содержанием молока от 7 до 100 %. А в процессе принятия техрегламента по поводу молочных напитков была изрядная шумиха в СМИ, поэтому он сейчас не пользуется спросом. Ему создали негативный имидж, кстати совершенно далекий от реальности. В то же советское время большие города снабжались почти исключительно продуктами из восстановленного молока, так как технологии не позволяли сохранять свежее достаточно долго. Поэтому «раньше всё было такое натуральное» — стереотип, не более того. Кстати, только две страны в мире, мы и Казахстан, ввели понятие «молочный напиток», в других используется термин «восстановленное молоко». На сегодняшний день мы попросили внести изменения в 29 параграфов, и, насколько нам известно, профильный комитет Госдумы ведет работу над поправками в закон. Молоко из сухого мы не производим, сейчас на рынке есть огромное количество цельного молока. Но есть некоторые молочные продукты, которые по рецептуре требуют добавления сухого сырья, например, кефир: в нем по ГОСТу должно быть 3,2 % белка, но среднее содержание белка в молоке по России 2,8 %. Чтобы довести кефир до ГОСТа, надо добавить сухое обезжиренное молоко».

По прогнозам экспертов, российская молочная промышленность летом 2009 года столкнется с большими проблемами из-за падения цен на молоко и его переизбытка на рынке, а также из-за дешевого белорусского молока и неподъемных для отрасли кредитов.

Вследствие данных проблем молочный рынок нуждается в серьезном вмешательстве и поддержке со стороны государства. Главным образом, по мнению производителей и переработчиков молока, усилия государства должны быть направлены на ограничение импорта в Россию сухого молока и сыров, причем основные ограничения должны быть введены в отношении Беларуси и Украины. Кроме того, важной проблемой молочного рынка является и слабое техническое оснащение, и низкий уровень менеджмента отечественных предприятий. Причем решение данной проблемы затруднено из-за высоких процентных ставок по кредитам, что не позволяет производителям молока переоборудовать предприятия.

Стоит отметить, что государство уже предпринимает меры по стабилизации ситуации на рынке: объявлено о возможном начале интервенционных закупок сырого молока, запущена социальная реклама, нацеленная на стимулирование потребления молочных продуктов. Кроме того, Министерство сельского хозяйства РФ планирует осуществить дотации производителям молока, выплачивая по 3 рубля за каждый произведенный в первом квартале 2009 года литр молока, сданного на переработку.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

14.11.2018

Черная дыра информационных систем

Над рынком пищевой продукции встала тень очередного проекта властей по "прослеживаемости" на рынке. По итогам заседания Правительства, состоявшегося 31 октября, органам власти поручено проработать вопрос и обеспечить совместимость информационных систем в области качества продуктов питания, подконтрольных Минпромторгу, Россельхознадзору и Роспотребнадзору.
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Колхоз Дружба, сельскохозяйственная артель
Адрес:  с. Ахрат, ул. Школьная, д. 31 
 
МОЛОЧАЯ ИНДУСТРИЯ, ООО
Адрес:  г. Белгород, бульвар Юности, д. 19 кв. 20