07.07.2009
Источник: d2d.ru
Регион: Россия
По мнению большинства участников рынка, на молочной промышленности финансовый кризис отразился все-таки в меньшей степени. Так или иначе, даже в сложных финансовых условиях люди не перестали покупать молочные продукты. Безусловно, уровень потребления снизился, но в основном за счет более дорогих молочных продуктов (премиальных сыров, йогуртов, творожков и т. п.). Но и такое падение не сильно пошатнуло рынок. К примеру, фактор сезонности оказывает большее воздействие на отрасль, нежели кризис.

Молоко и молочные продукты традиционно являются жизненно важным звеном в рационе россиян. В стоимости потребительской корзины их доля составляет 16 %. При этом Россия существенно отстает от развитых стран в потреблении молока и молочных продуктов. На сегодняшний день на среднестатистического жителя нашей страны приходится примерно 230 кг этой продукции в год, что почти в два раза ниже норм, рекомендованных специалистами по питанию. Вместе с тем, как утверждает Бауыржан Торланов, директор Региональной дирекции «Урал» компании «Вимм-Билль-Данн», ситуация на рынке сегодня относительно стабильная. В молочной промышленности легко не было никому и никогда, поэтому у участников рынка уже выработался иммунитет к трудностям.

В целом молочный рынок ежегодно демонстрировал стабильные темпы роста — 4–5 % в год, его общий объем достиг 40 миллионов тонн в натуральном выражении. Какие прогнозы делают эксперты на год текущий, попробуем выяснить.

Реалии рынка

Сегодняшнему рынку молочной продукции присущи несколько характерных черт. Какие‑то из них позитивно сказываются на развитии отрасли, какие-то — негативно, а некоторые события и явления вообще однозначно оценить трудно. Но обо всём по порядку.

Региональный производитель не отстает Прежде чем перейти к разговору о достижениях и проблемах рынка молочной продукции, хотелось бы пару слов сказать о его участниках.

Лидером российского молочного рынка в последние годы является компания «Вимм-Билль-Данн» — ее доля в прошлом году, согласно исследованию AC Nielsen в 9 крупных городах, составила 38 % в денежном выражении. Также в рамках российского рынка хорошие позиции занимают такие компании, как «Юнимилк», Ehrmann, Danon, Campina,«Перммолоко».

Если же сузить взгляд и остановить внимание на региональных рынках, то здесь (особенно в секторах быстропортящихся молочных продуктов) неплохие позиции занимают местные производители. Так, в рамках Свердловской области потребителю хорошо известна продукция «Первой молочной компании», Ирбитского молочного завода, «УГМК-Агро» (Верхнепышминский молочный завод), Алапаевского молочного комбината, Кушвинского гормолзавода, Косулинского многопрофильного предприятия, Богдановичского молочного завода и других местных производителей. В общем, конкуренция, как верно подметил Александр Непутин, заместитель директора ООО «Косулинское многопрофильное предприятие», расслабляться не дает.

Снижение объемов потребления молочной продукции

Что касается потребления молока и молочных продуктов, то до 1990 года оно находилось на уровне, близком к установленным медицинскимнормам, — 386 кг на человека в год. После развала СССР потребление молочных продуктов начало неуклонными темпами снижаться и достигло своего минимума в 1999 году — 215 кг на душу населения. С 2001 года наметился небольшой рост потребления молочных продуктов, достигший отметки 230 кг. В минувшем году, по словам Бауыржана Торланова, потребление молока вновь начало снижаться — на 5–7 % за 2008 год. Какие результаты покажет нам год настоящий, пока трудно сказать, но эксперты надеются, что в этом году снижения больше не будет.

Вообще в качестве основной причины данных показателей участники рынка отмечают низкую культуру потребления молока. Александр Непутин: «К сожалению, молочные традиции у нас изрядно подзабыты. Максимальный уровень потребления молока наблюдается у детей до трех лет, после чего мы предлагаем ребенку другие виды питания и вытесняем молоко из его рациона. Кроме того, в снижении потребления молока не последнюю роль играет реклама, так эмоционально призывающая пить другие напитки. Мы сами делаем всё для того, чтобы молоко пили меньше. Отсюда возникают проблемы со здоровьем и нарушение качества жизни. Одним словом, необходимо общими усилиями производителей и государства повышать значимость потребления молока в глазах населения».

Еще одна причина уменьшения объемов потребления, разумеется, кроется в том, что молочные продукты сегодня стали менее доступны населению из-за падения покупательской способности людей. Основная масса потребителей сегодня испытывает затруднение в финансах, поэтому продажи ограничены и возможности молочной промышленности в полноймере не реализуются.

По этой же причине наметилось смещение предпочтений потребителей в сторону более «экономичной» продукции и упаковки. Бауыржан Торланов: «По нашим продуктам заметно, например, что если раньше потребители предпочитали сметану в моностакане, то сейчас — в финпаке, то есть в пленке. Такой продукт дешевле в рознице за счет более экономичной упаковки. Хотя, покупая молочные продукты «в пленке», потребитель не очень-то и экономит: он получает продукт с меньшим сроком хранения, а прочность и асептичность упаковки у того же пакетного молока меньше, чем у разлитого в упаковку типа пюрпак и тетрапак. Поэтому нельзя сказать, что, покупая молоко в пюрпаке или тетрапаке, потребитель переплачивает за продукт. Хотя, конечно, срок хранения продукта в пюрпаке или тетрапаке значительно больше, да и в обращении эта упаковка удобнее».

Молочные «оригиналы» набирают популярность

Тем не менее, несмотря на уменьшение объемов потребления, одна из тенденций рынка — продолжающаяся техническая модернизация производства и появление новых молочных продуктов. Всевозможные йогурты, творожки, другие продукты в последние годы быстрее прочих «представителей» молочной промышленности завоевывали корзины покупателей.

Следует также отметить, что молочный рынок сейчас стремится отойти от «натурального» продукта в сторону продукции с большим содержанием биологических добавок, и эти тенденции диктуют сами потребители. Покупатель с огромным удовольствием принял молочные новинки с добавлением соков (смуси) и подсластителей.

Конечно, в результате кризиса данный тренд несколько поблек, но не  счез совсем, что, безусловно, говорит хоть и о замедленном, но все-таки развитии молочного рынка.

Новый техрегламент в действии

Напомним, что с 17 декабря 2008 года вступил в силу «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Согласно этому документу всё молоко, изготовленное с добавлением сухого молока, переводится в категорию молочных напитков. И всё бы ничего, да только ряд маленьких недоработок приносит массу проблем как сельхозпроизводителям, так и производителям готовой продукции.

Безусловно, по достатку сельхозпроизводителя ударила пресловутая сезонность. Так, если раньше летние излишки молока «сушили», то вследствие введения техрегламента и снижения заинтересованности производителей в сухом сырье, фермерам приходится снижать цены, чтобы сейчас продать по максимуму.

Бауыржан Торланов: «Да, летом сырого молока в полтора-два раза больше, чем зимой, а спрос на молочную продукцию, наоборот, зимой выше. Соответственно, зимой мы испытываем дефицит сырья, летом — избыток. До недавнего времени этот дисбаланс частично выравнивался тем, что летом молоко «сушили», а зимой восстанавливали. Теперь из-за ввода техрегламента это делать практически бессмысленно — сухое молоко, скорее всего, не будет пользоваться спросом. Есть надежда, что государство будет выкупать с рынка сухое молоко. Иначе есть риск, что многие мелкие заводы вообще могут прекратить существование.

Чтобы эффективно решить проблему сезонности, надо работать над ее снижением. Это во многом технологическая задача — улучшение питания скота, планирование растела. Это задача, скорее всего, для государства — переоснащение хозяйств, привлечение квалифицированных кадров и многое другое. Сырье в нужном объеме круглый год без колебаний цен — это выгодно и нам, и сельхозпроизводителям.

Со своей стороны, мы идем навстречу фермерам: они получают доплаты за высокий процент белка, жира и количество микрофлоры: чем ее меньше, тем выше качество. Мы не сократили надбавки за сортность, когда с вводом нового техрегламента то молоко, которое раньше было высшего сорта, стало первого. Мы выплачиваем авансы, помогаем модернизировать производство (обеспечиваем современным охладительным оборудованием), так как заинтересованы в стабильных поставках качественного молока, за которое готовы платить хорошую цену».

Что же касается производителей, то и у них есть свои замечания к некоторым пунктам нового закона. Бауыржан Торланов: «До сих пор в регламенте присутствуют моменты, которые необходимо откорректировать, «довести до ума». Так, в законе даже нет определения того, что такое «молочный напиток». По сути, в эту категорию попадает вся продукция с содержанием молока от 7 до 100 %. А в процессе принятия техрегламента по поводу молочных напитков была изрядная шумиха в СМИ, поэтому он сейчас не пользуется спросом. Ему создали негативный имидж, кстати совершенно далекий от реальности. В то же советское время большие города снабжались почти исключительно продуктами из восстановленного молока, так как технологии не позволяли сохранять свежее достаточно долго. Поэтому «раньше всё было такое натуральное» — стереотип, не более того. Кстати, только две страны в мире, мы и Казахстан, ввели понятие «молочный напиток», в других используется термин «восстановленное молоко». На сегодняшний день мы попросили внести изменения в 29 параграфов, и, насколько нам известно, профильный комитет Госдумы ведет работу над поправками в закон. Молоко из сухого мы не производим, сейчас на рынке есть огромное количество цельного молока. Но есть некоторые молочные продукты, которые по рецептуре требуют добавления сухого сырья, например, кефир: в нем по ГОСТу должно быть 3,2 % белка, но среднее содержание белка в молоке по России 2,8 %. Чтобы довести кефир до ГОСТа, надо добавить сухое обезжиренное молоко».

По прогнозам экспертов, российская молочная промышленность летом 2009 года столкнется с большими проблемами из-за падения цен на молоко и его переизбытка на рынке, а также из-за дешевого белорусского молока и неподъемных для отрасли кредитов.

Вследствие данных проблем молочный рынок нуждается в серьезном вмешательстве и поддержке со стороны государства. Главным образом, по мнению производителей и переработчиков молока, усилия государства должны быть направлены на ограничение импорта в Россию сухого молока и сыров, причем основные ограничения должны быть введены в отношении Беларуси и Украины. Кроме того, важной проблемой молочного рынка является и слабое техническое оснащение, и низкий уровень менеджмента отечественных предприятий. Причем решение данной проблемы затруднено из-за высоких процентных ставок по кредитам, что не позволяет производителям молока переоборудовать предприятия.

Стоит отметить, что государство уже предпринимает меры по стабилизации ситуации на рынке: объявлено о возможном начале интервенционных закупок сырого молока, запущена социальная реклама, нацеленная на стимулирование потребления молочных продуктов. Кроме того, Министерство сельского хозяйства РФ планирует осуществить дотации производителям молока, выплачивая по 3 рубля за каждый произведенный в первом квартале 2009 года литр молока, сданного на переработку.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

06.12.2017

Россельхознадзор против

Противостояние Россельхознадзора и молочной отрасли в вопросах внедрения электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) вышло на новый уровень обвинений - в международном шпионаже и хакерских атаках. Благо, возможностей для этого у российского ведомства предостаточно – среди противников ЭВС две крупные транснациональные компании.
ФЛАМАНФРАХТ, ООО
Адрес:  Воронежская обл, Бобровский район, г. Бобров, ул. 22 Января, д. 71/7
TH True Milk
Адрес:  деревня Быково Волоколамский район, Московская область, Россия
Жаппуева Ж.Х. , КФХ
Адрес:  Кабардино-Балкарская Республика, Баксанский район, с Жанхотеко
Вормсбехер К. А. , КФХ
Адрес:  Омская область, Азовский немецкий национальный район, Александровский, с Александровка