Закон о торговле дошел до ручки

Источник: www.izvestia.ru
После многолетних споров и подковерных интриг Госдума вчера приняла во втором, решающем чтении законопроект о торговле. Основные положения, ограничивающие аппетиты ритейлеров, в нем остались. Но, как водится, без подвоха не обошлось. В целом законопроект не претерпел радикальных изменений в сравнении с предыдущей редакцией.
Закон о торговле дошел до ручки
После многолетних споров и подковерных интриг Госдума вчера приняла во втором, решающем чтении законопроект о торговле. Основные положения, ограничивающие аппетиты ритейлеров, в нем остались. Но, как водится, без подвоха не обошлось. В целом законопроект не претерпел радикальных изменений в сравнении с предыдущей редакцией. Ритейлерам запрещено взимать с поставщиков бонусы, кроме вознаграждения за объем продаж. Причем эта премия ограничена 10% от цены и не должна взиматься с социально значимых товаров.

Покупать дополнительные торговые площади ритейлер может только в случае, если его доля на местном рынке не превышает 25%. В противном случае - добро пожаловать в соседний регион. На этом положении настаивал лично премьер Путин, который накануне недвусмысленно дал понять, что затягивать с принятием документа не стоит.

Пункт, разрешающий правительству устанавливать максимальные розничные цены на социально значимые продукты питания, в документе тоже остался. Напомним, что эта норма вызвала яростные споры среди участников рынка. Представители сетей говорили, что она приведет к возникновению дефицита. А их оппоненты ссылались на западный опыт, где эта практика существует десятилетиями. "Заморозка" цен может вводиться на срок не более 90 дней и только в том случае, если в каком-нибудь регионе розничные цены выросли более чем на 30% в течение месяца.

Вместе с тем из законопроекта исчезло положение, запрещающее ритейлерам продавать продукцию ниже закупочной цены. Такой инструмент активно используется крупными федеральными сетями для того, чтобы сначала выдавить мелких игроков с рынка, а потом задрать цены.

Также в документе появились поправки, касающиеся взаиморасчетов между поставщиками и магазинами. Предыдущая редакция проекта устанавливала десятидневный срок оплаты на товары, срок хранения которых не превышает десяти дней, а также на молоко, замороженную курятину, свинину и говядину. Теперь перечень продуктов исчез.

- Если бы он остался, то следующим шагом сетей был бы отказ от товаров, которые им невыгодно продавать, - отмечает глава правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

Товары, срок годности которых составляет 10-30 дней, необходимо оплачивать в течение месяца. А продукцию, которая хранится больше 30 дней, включая отечественный алкоголь, - в течение 45 дней. Кроме того, сеть обязана размещать в интернете информацию об условиях отбора поставщиков. Или бесплатно ее предоставлять в течение двух недель. Документ, принятый во втором чтении, по-новому определяет и сам термин "торговая сеть".

- Раньше сетью назывались любые два магазина, в акциях которых присутствует один собственник. Теперь называются, если или находятся под общим управлением, или используют одно коммерческое наименование, - ранее разъяснил помощник президента Аркадий Дворкович.

Еще одно нововведение - перенос вступления закона в силу с 1 января 2010 года на 1 февраля 2010 года. Но это уже чисто технический момент, связанный со сроками публикации документа в официальной прессе.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью