Горячая тема

Закон “О племенном животноводстве": что изменилось

Источник: The DairyNews
2 августа президент РФ подписал одобренный Госдумой и Советом Федерации документ, вносящий изменения в закон “О племенном животноводстве". The DairyNews разбиралось, что обновилось в документе, действующем с 1995 года и как это повлияет на аграриев.
Закон “О племенном животноводстве": что изменилось

Как говорится в пояснениях к документу, изменения в закон направлены на совершенствование системы госуправления в племенном деле и разграничивают полномочия между Минсельхозом и субъектами РФ. 

В частности, предлагается отнести к направлениям деятельности субъектов экспертизу племенной продукции и выдачу племенных свидетельств. Кроме того, закон должен позволить устранить излишние административные барьеры в сфере племенного животноводства. 

БЫЛО-СТАЛО

В статье 12 исключено слово “непосредственно" перед сочетанием “осуществляющие управление”. Теперь она звучит как: Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в области племенного животноводства, образуют единую систему органов исполнительной власти (госплемслужбу). 

Статья 13 переписана. 

В целом теперь федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в области племенного животноводства, организуют разработку и реализацию государственных программ Российской Федерации развития племенного животноводства и ведут государственный племенной регистр, определяют виды организаций по племживотноводству, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в области племенного животноводства, ведут государственную книгу племенных животных, обеспечивают надлежащую экспертизу племенной продукции (материала) и выдают племенные свидетельства. Также в виды деятельности для регионов добавлено обобщение данных о бонитировке и информирование заинтересованных лиц о ее результате в целях стимулирования эффективного использования высокоценных племенных животных. 

Статья 18 о государственной регистрации племживотных дополнена. Согласно дополнению “Основанием для отказа в государственной регистрации племенного животного и племенного стада является непредоставление гражданами или юрлицами, осуществляющими разведение и использование племенных животных данных указанных в части третьей настоящей статьи". Это данные о племенных и продуктивных качествах племенных животных, племенных стадах, а также другие данные, необходимые для идентификации племенных животных, племенных стад, определения их происхождения и хозяйственной ценности. Указанные данные должны быть доступными для заинтересованных лиц. 

Статья 26. - признан утратившим силу пункт третий “Оценку племенных животных-производителей проводят специалисты государственной племенной службы”.

Статьи 27, 37 и 41 признаны утратившими силу - речь идет о статьях “Доступность данных о бонитировке", “Заявка на проведение искусственного осеменения сельскохозяйственных животных", “Порядок подачи заявок и выдачи разрешений на проведение искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и трансплантации эмбрионов".

Кроме того отмечается, что племенные животные и племенные стада, зарегистрированные в Госплемкниге и Госплемрегистре до вступления в силу настоящего Федерального закона, повторной регистрации не подлежат.

МНЕНИЯ

Валентин Прожерин, д-р сх наук, руководитель селекционного центра Архангельского НИИ сельского хозяйства

В рассматриваемый документ по изменению ФЗ "О племенном животноводстве" не вошло и 10% подготовленных экспертных материалов. 

Так, для примера - принципиально важным является на сегодня наладить учет самих племенных животных и их государственную регистрацию. 

Парадокс состоит в том, что в Российской Федерации нет федерального порядка (регламента) признания сельскохозяйственного животного племенным, а при этом - есть действующие порядок, регламент, государственный регистр по племенным стадам, которые состоят из этих "неучтенных" (непризнанных племенными) племенных животных.  И ставка выплат субсидий устанавливается на "голову племенного животного", которое никто не учел и не признал племенным.

Около трех лет назад я принимал участие в работе федеральных экспертных комиссий, но все решения уходили что называется "в песок", наработки и предложения в Департаменте животноводства и племенного дела Минсельхоза лежат и лежали "мертвым грузом".

Кроме того принятый документ предусматривает разграничение полномочий государственной племенной службы (которой нет в природе) на федеральном и региональном уровне. Так, выдача племенных свидетельств, предусматривается данным законопроектом, как функционал регионов. При этом отсутствует федеральный порядок по их формированию и выдаче.

Владимир Мымрин, д.б.н., гендиректор “Уралплемцентр”

Принятие закона о разграничении полномочий федеральных и региональных органов власти в области племенного животноводства увеличит возможности на местах. Не будет возможности пенять на федеральные постановления, ограничивающие полномочия регионов.

Кроме того, на мой взгляд, формирование племенной книги должно вестись на территории субъектов, поскольку у нас очень большая страна. И если с региона запросят информацию - мы ее конечно предоставим.

Штефан Дюрр, основатель "ЭкоНива-АПК Холдинг"

В первую очередь нужно переводить статус племенного животного на ферму и начинать геномную идентификацию животных. На основании ее проводить программу по выявлению генов российских быков. И, разумеется, проводить племенную работу по улучшению генов с использованием иностранной генетики. Я не понимаю политику по запрещению ввоза иностранного скота. При помощи иностранных генов мы улучшим генетический набор наших быков, а любые ограничения нецелесообразны. Простой пример: если вы привезете европейский трактор, российский трактор лучше не станет, а вот импортные гены существенно улучшат наши. К тому же нужно создать свой национальный племенной индекс, который соответствует той экономической среде, которая существует в России.

Елена Колдаева, исполнительный директор Национального союза племенных организаций

Принятие данного закона имеет большое значение  для организации племенного дела в животноводстве, поскольку предусматривает разграничение полномочий между федеральным и региональными органами власти в области племенного животноводство.  Однако это лишь небольшая часть тех изменений, которые необходимо внести в ФЗ «О племенном животноводстве» для эффективной деятельности племенных и сервисных организаций. Кроме того, передача некоторых полномочий региональным органам власти без четко прописанных требований по их реализации, может привести к тому, что в разных регионах они будут реализовываться по-разному.

Поэтому перед отраслью стоит очень сложная задача по разработке нормативных правовых актов. Минсельхозом России предусмотрено разработка или совершенствование существующих нормативных документов до 1 января 2021 г. Всего более 50. Остается решить эту проблему совместными усилиями и надеяться, что это получится. НП «Национальный союз племенных организаций примет активное участие в этой работе, прежде всего по разработке нормативных правовых актов в отрасли молочного скотоводства.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью